Рекламный баннер 980x60px ban1
76.69
86.91
Рекламный баннер 468x60px main1

Чтоб не распалась связь времен и поколений

Проблема преемственности  поколений волновала человечество во все времена его существования. На ранней стадии формирования «гомо сапиенс» она разрешалась на подсознательном (рефлекторном) уровне. По мере развития общественных и экономических отношений решение этой проблемы стало приобретать управляемый характер. От степени и качества его управляемости зависит уровень социального прогресса. Для сегодняшней России эта проблема более чем актуальна. Над ее решением работают различные властные и общественные структуры, многие граждане, которым небезразлична судьба Отечества. Одни видят успешное решение этой проблемы в создании подлинно правового государства, другие- в создании государства теократического толка. Третьи считают, что истина находится где-то посредине и достичь её можно через так называемое солидарное общество. Но если под обществом понимать наиболее организованную часть народа, то речь лучше вести о цивилизованном обществе с присущими ему единством и определенными противоречиями, не носящими антагонистического характера. А от процентного соотношения этих двух составляющих зависит состояние социального процесса: ускорение или застой.

Следуя затронутой теме, вынесенной в заголовок этой статьи хочется сначала сослаться на события семилетней давности. Имеется в виду первое выездное заседание Совета при  Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, состоявшееся в Белгороде 12-13 сентября 2007 года. Центральное место в нём заняли проблемы модернизации образования.  В  ходе  многоплановой и эмоциональной дискуссии о перспективах российского образования Президент, министры, учёные и парламентарии сошлись в одном: учиться и учить в России вновь становится престижным. На этом заседании министры, полпреды, мэры и губернаторы, причастные к реализации пилотных проектов и добившиеся определённых успехов, услышали много приятных слов и мало критики. В роли «белой вороны» оказался руководитель Центра социальной политики Института экономики Российской Академии Наук, заявивший: «Похвалы президента вызваны скорее политическими соображениями. Но результат несоотносим  с масштабом затрат, а тот – с масштабом проблем. Нацпроекты должны были перерасти в реформу отраслей, но этого не произошло. Самым удачным оказался сельскохозяйственный – он переформатировался в федеральную программу. Остальные в бюджете 2008-2010г.г. отражены разрозненно». Это замечание не осталось без внимания: в 2011 году на ускорение модернизации системы общего образования были выделены значительные средства, а с высоких трибун прозвучало – необходимо всенародное участие в реализации ПНП №1, иначе социальный прогресс не продвинется в заданном направлении намеченными темпами. Дискуссии по поводу неиспользованных резервов и путей решения  некоторых проблем, оказавшихся на обочине образовательного пространства, не утихают до сих пор. И это неудивительно: поправить дела в экономической сфере гораздо проще, нежели в социальной. Но что тут мудрить -   остановить социальный прогрес нельзя: его можно или замедлить, или ускорить. История развития мировой цивилизации неоднократно подтверждала этот постулат. Реализовывать вторую составляющую данного постулата призвано образование. Образованный человек – достаточно грамотный и воспитанный в духе «своего» времени – главное условие поступательного развития общества в цивилизованном направлении. А высокообразованные люди – гарантия необратимости такого развития. И эти условия должны обеспечиваться своевременной передачей старшими поколениями накопленных ими знаний и опыта последующим поколениям, которые, в свою очередь, должны не только рационально их использовать, но и творчески обогащать. В этом и заключается главная суть неразрывной связи поколений. Было бы некорректно рассматривать связь поколений вне, так сказать, временного пространства. Однако, некоторые политологи неразрывность связи времён трактуют сегодня довольно упрощенно:  вперед – в будущее, оглядываясь на прошлое. На самом деле, процесс этот – сложный и очень многогранный. И острота одной из его граней – извечные противоречия, возникающие между сменяющими друг друга поколениями: «отцами» и «детьми». Сглаживать эту остроту можно достаточно эффективно, если связь между поколениями будет по-настоящему взаимообратной. Прочность этой связи должна обеспечиваться (в первую очередь) хорошо поставленным патриотическим воспитанием ( составной частью образования) и являющимся по существу интеграцией таких форм воспитания как правовое, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое. К сожалению, в нашей образовательной политике это почти не учитывается, а подчас и игнорируется. Парадоксально, но факт: нашлись такие ученые  «светила» на педагогическом небосклоне, которые пытаются свести патриотическое воспитание лишь к нравственному, а то и подменяя его другими формами воспитания, противоречащими даже Конституции РФ, не говоря уже о Законе об образовании. Например, рационально мыслящим гражданам не понятен смысл «заигрывания» государства перед РПЦ (Русской Православной Церковью) в вопросах совершенствования нравственного воспитания как составной части патриотического. Первым тренером такой «игры» был первый президент России, известный всему миру как мнимый гарант Конституции страны. Однако, эта «игра» продолжается и до сих пор. И это «заигрывание» становится уже взаимным. Так, например, реакция РПЦ (не исключая и её Предстоятеля) на бракоразводные процессы высокопоставленных лиц (мэры, губернаторы и пр.), различного ранга олигархов, представителей современной богемы (поэты, писатели, певцы, артисты и пр.) – абсолютно нейтральна: ни раболепского восхищения, ни праведного возмущения.   Но даже и ребёнку должно быть ясно: «элитные» разводы никоим образом не могут служить позитивным примером для рядовых прихожан, мирян и всех россиян. Странно, что это святотатство происходит на фоне разглагольствований о необходимости укрепления морального духа (духовности) и повышения гражданской ответственности (патриотизма). Не скатываясь на путь ханжества и лицемерия, хочется отметить: нарушение выработанных нашими предками определённых семейных канонов Церковь всегда классифицировала как тяжкий грех, а подобных вольностей не позволяли себе даже самодержцы Российской империи и руководители Советского Союза. Только взаимным «заигрываниям» можно объяснить и введение во второй половине первого десятилетия XXI века в региональные учебные планы общеобразовательных учреждений предметов с религиозным оттенком ( например, ОПК – основы православной культуры) в ущерб таким предметам как математика, информатика, физика, астрономия, без которых немыслим прорыв страны в области информационно – коммуникационных технологий. Что же правильнее: быть атеистами и шагать в ногу с научно-техническим прогрессом или стать богобоязненными и оказаться на задворках мировой цивилизации???   Для тех, кто придерживается логики здравого смысла, этот вопрос носит риторический характер.

Очень жаль, что лидерство в той «инновации» принадлежит Белгородчине. Видимо, коньюктурные соображения преобладали  над логикой здравого смысла. Попытки тех, кто привык «сеять разумное, доброе, вечное», образумить «инноваторов» не увенчались успехом. Несмотря даже на то, что в конце второго президентского срока В.В. Путин при посещении Белгородчины, проверяя насколько эффективно тратятся деньги, выделенные на национальные проекты, без особого восторга  (мягко говоря) воспринял тот «почин» белгородцев. Тогда же, на заседании Совета при Президенте РФ, Владимир Владимирович  «образумил» депутата Госдумы, убеждённого монархиста Сергея Бабурина, поддержавшего белгородский «почин» предложением о включении «Основ православной культуры»   в федеральный компонент. Позволю себе полностью привести комментарий Президента на предложение Бабурина. « Теперь по поводу  основ православной культуры. Да, есть обращение Всемирного русского конгресса, но есть и обращение, тоже ко мне, представителей интеллигенции России по поводу того, что наше государство является светским. И у кого-то возникает тревога за то, что мы можем это состояние поменять. У нас в Конституции написано, что церковь отделена от государства. Вы знаете, как я сам отношусь, в том числе к Русской Православной Церкви. Но если мы все решим, что нужно как-то поступить иначе, то нужно менять Конституцию. Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься». (Понятно, что Президент имел в виду решение X Вселенского Русского Народного Собора, а под словами «мы все» подразумевал и старшие поколения и молодое поколение постсоветской России).

Комментарии по поводу этого комментария Президента России, как говорится, излишни.

Однако, сменивший вскоре его на этом посту Д.В. Медведев, вероятно, нечётко представлял себе обязанности гаранта Конституции,  и белгородский «почин» стал набирать обороты. Не дали должного эффекта помешать этому процессу отчаянные протесты со стороны таких национальных республик, как Татарстан, Башкортостан, где большинство населения исповедует ислам. Справедливости ради, следует заметить, что в то время митрополит Кирилл (ещё не будучи Патриархом), возглавляя Отдел внешних церковных связей РПЦ, высказывался о необходимости религиозного просвещения молодёжи лишь в стенах православных храмов и только священнослужителями, а не наспех подготовленными по курсу ОПК учителями, в т. ч. и преподающими дисциплины естественно-математического цикла и стоящими на позициях научного атеизма. И это высказывание  заслуживает всяческого уважения: дети, имеющие спортивные задатки, должны посещать спортивные школы, спортклубы; одарённые в области искусства – музыкальные школы, изостудии и т.п.; проявляющие склонность к теологии – воскресные школы и классы. Иначе зачем же тогда восстанавливать православные храмы, мусульманские мечети, еврейские синагоги. А общеобразовательная подготовка должна осуществляться в светских школах. Аналогичную позицию в этом вопросе занимал тогда и Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ Владимир Лукин. Но, как любил повторять  бывший Президент бывшего СССР Михаил Горбачёв, процесс уже пошёл. И не важно, стихийный он или управляемый, - но пошёл: кризис нравственности (другого слова не подберёшь)вкупе с правовым нигилизмом сделал своё дело. На стыке первого и второго десятилетий этого века белгородский «почин» был поддержан Минобрнауки РФ. А чтобы избежать межрелигиозной и межнациональной розни, решено было ввести в школах  России курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики). Но суть проблемы осталась прежней и для ликования «инноваторов» нет оснований: налицо нарушение Ст.14 Конституции РФ и Ст.3 Закона «Об образовании в РФ». Не удивительно, что это нарушение замечают и учащиеся, знакомые с основами государства и права по курсу «Обществоведение» и призванные (по общему замыслу) вырасти законопослушными гражданами. А на их вопрос: кто же должен стоять на страже Основного Закона страны при осуществлении образовательной политики – рядовому учителю ответить довольно сложно. Единственно разумным объяснением сложившемуся нонсенсу может быть следующее: в «лихие 90-е» возник бурный всплеск преступности среди несовершеннолетних, различные правонарушения со стороны «отцов», которые вынудили светское государство (отвечая на вызовы времени) обратиться за помощью к священнослужителям. А если без лукавства, то сложившаяся ситуация в «мутной» образовательной политике, несмотря на продекларированную  прозрачность – типичное проявление волюнтаризма властных структур. Таким образом (своей «святостью»), наследники «перестройки» попытались замаскировать собственную некомпетентность в вопросах образовательной, экономической, военной и даже международной политики. Никто не мог вразумительно ответить на вопрос: какой же строй пришёл на смену «недоразвитому социализму». Нашлись, конечно, «утешители», заявлявшие, что это будет не национал-социализм, не интернационал-социализм, а что-то вроде модели шведского социализма. Народ, правда, дал своё определение: дикий капитализм. Нынешнему молодому поколению нелишне напомнить: в те «лихие годы» в органы законодательной и исполнительной власти прорывались люди с сомнительной репутацией, нередко – с уголовным прошлым. Потому и такой результат во всех областях государственной политики. Так что, «застойные явления», обязанные своим рождением миниэпохе «перестройки», проявляются и сегодня. Как же и кому «разруливать» сложившуюся ситуацию в правовом поле образовательного пространства? Законопослушные граждане, в т.ч. и исповедующие атеизм, рассуждают на этот счёт так. Первое: если государство на нынешнем этапе остро нуждается в поддержке духовенства (и не только православного) по совершенствованию нравственного воспитания населения (в т.ч. и подрастающего поколения), то почему бы не провести Всенародный референдум на эту тему, внести соответствующие изменения (поправки) в Конституцию РФ и …цивилизованный мир не будет смеяться над нами и упрекать в двурушничестве действующую власть. В Англии, например, религия давным-давно возведена в ранг государственной политики и это нисколько не мешает её экономическому и социальному процветанию. Второй вариант еще проще: все граждане России должны свято соблюдать Основной Закон своей страны, все, от Президента – до дворника. Лишь при таком условии удастся построить правовое государство и избежать возможных проявлений антинародной политики. Как показывает опыт других стран, двойные стандарты в отношениях светского государства и религиозной власти могут приводить к социальным протестам со стороны просвещённой части населения. Недавно это продемонстрировали учительские профсоюзы Турции грандиозной демонстрацией, основной целью которой был протест против попытки правительства ввести в школьные программы богословские предметы: согласно Конституции этой страны, она является светским государством, а не исламской республикой. К чему может привести игнорирование Основного Закона той или иной страны и неграмотная образовательная политика ещё более наглядно продемонстрировала всему миру Украина. Точнее, не Украина, а нынешнее поколение юнцов и их «отцов», заражённое бациллами тёмного прошлого и проповедующее типичную охлократию (власть толпы). А ведь эта форма «народовластия» не имеет ничего общего ни с подлинной демократией, ни с религиозными канонами. Вызывает удивление и тревогу тот факт, что значительная часть украинского духовенства и интеллигенции придерживается такой же «демократии». Многие аналитики почему-то упускают из виду этот нюанс, сваливая вину за всё происходящее в Украине лишь на тех, кто вчера стоял (или стоит сегодня) у руля государственной власти. Не обязательно быть провидцем, чтобы выделить первопричину. Она очевидна – несовершенство образовательной политики в Украине после распада СССР. Вместо того, чтобы модернизировать доставшуюся по наследству советскую систему образования, новоявленные идеологи «незалежной» в качестве связующей нити времён и поколений избрали конгломерат фашиствующего нацизма с эпохой средневекового мракобесия. Печально, что к этому причастны некоторые учёные и педагоги Украины, перелицевав историю страны и второй мировой войны, создав тем самым определённый плацдарм (не только «Майдан») для «самостийных политиков», быстро забывших о всём том хорошем и прекрасном, что объединяло народы великой многонациональной державы. Но разве можно вычеркнуть из мировой истории период пусть и неудавшегося эксперимента по построению коммунистического общества. Период, который охарактеризован российским философом А.Зиновьевым как «эпоха, осуждённая и оплёванная неблагодарными потомками, но непонятая в её трагическом величии…». Некоторые политологи – пессимисты, анализируя «опыт» украинцев по игнорированию Конституции своей страны, предрекают проявление в скором будущем «украинского сценария» и в России. Это явное заблуждение, противоречащее здравому смыслу. А надёжным заслоном для таких «сценариев» призваны служить приоритетные национальные проекты, главным из которых является «Образование». Если реализовывать этот проект без «застоя», грамотно выделяя и решая первостепенные проблемы (особенно, на местах), то ключевой успех обеспечен. При этом важно учитывать не только позитивный, но и негативный опыт, продемонстрированный той же Украиной. Из «украинского урока» следует однозначный вывод: чтобы нынешнее поколение российской молодёжи впитало в себя и не растеряло положительных качеств, присущих советским поколениям, необходимо повседневно совершенствовать патриотическое воспитание. И не только в среде «детей», но и в среде «отцов». В настоящее время мало кого, пожалуй, вдохновят устаревшие девизы – призывы «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» и «Прежде думай о Родине, а потом о себе!». Четверть века тому назад изменился государственный строй в нашей стране, возникли другие общественно – экономические отношения, появились другие нравственные ориентиры. Не секрет, что некоторые из этих ориентиров способствуют расслоению общества, могут посеять раздор между «отцами» и «детьми», т.к. идеалы добра и зла были размыты до беспредела. А самое ужасное – беспредельщина неуклонно проникает и в образовательное пространство. Опасность девальвации образования сохраняется и на сегодняшний день. (Достаточно вспомнить возмущение В.В.Путина по поводу спекулятивных «новаций» в некоторых ВУЗах страны – «это же просто торговля дипломами, и никаких знаний новоиспечённые вузы не дают»). Эту опасность усиливает и  полнейшая апатия Минобрнауки РФ, регионального и муниципальных управлений образования в вопросах снабжения школ модернизированной учебно-педагогической документацией (пусть и не ими разработанной), некоторые «инновационные» проекты, оказывающиеся на поверку профанацией подлинной инновацинной деятельности. Но самое тревожное – многочисленные «огрехи» в принятом два года тому назад новом законе об образовании. Взять хотя бы Ст.67 (1) этого Закона, гласящую, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. (Уму непостижимо: почему не с двух лет, как предлагали молодые родители нынешнего поколения). Следуя в фарватере таких «инноваций», белгородские законотворцы, не оставаясь в долгу перед «старшими» коллегами, пошли ещё дальше: взяли и вычленили дошкольное образование из системы общего, проигнорировав верховенство федерального Закона. (Имеется в виду принятая в 2013 году «Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»). Последние два факта напоминают о необходимости укрепления взаимообратной связи между поколениями «отцов» и поколениями «детей». Выходит, что новая модель образования, которую поручил создать 7 лет назад В.В.Путин, неполностью учитывает все реалии сегодняшнего дня. Но все же будем оптимистами! Да, «жизнь невозможно повернуть назад и время ни на миг не остановишь…», «прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…». Об оптимизме, слегка замаскированном в этих словах, лучше поэтов не скажешь. Важно только при этом не забывать: ностальгия по замечательному прошлому и заманчивому будущему должна мобилизовывать всех нас на укрепление хорошего настоящего и создание предсказуемого будущего. И это возможно, если неизменными нравственными ориентирами в образовательной политике любого поколения будут любовь к большой и малой родине, стремление каждого посвятить себя служению Отчизне и оставить свой след на Земле, могущий служить примером для потомков. Не боясь повториться, хочу подчеркнуть: успешное решение этой задачи должно обеспечиваться реальной взаимообратной связью между поколениями «отцов» и «детей» и главным средством её укрепления должно оставаться патриотическое воспитание. На своевременность взаимообратной связи между поколениями особое внимание обращал главный редактор журнала «Звонница» В.М.Шаповалов при подведении итогов прошедшего в сентябре 2014 года областного конкурса школьных сочинений «Три ратных поля России». Подчёркивая важность своевременности и преемственности  поколений в решении вопросов воспитания молодёжи, Владислав Мефодьевич, участник Великой Отечественной войны, с горечью константировал, что недалеко то время, когда в России останутся всего один ветеран той войны и одна вдова, тогда уже поздно будет разворачивать патриотическое воспитание. Действительно, процесс воспитания молодого поколения на примерах боевых и трудовых традиций старших поколений будет малопродуктивным, если отсутствует либо нарушается временная связь. Буду признателен читателям, особо не искушённым в вопросах образовательной политики, если они расценят всё вышеотмеченное как преамбулу затронутой темы «Чтоб не распалась связь времен и поколений». Двойная признательность тем читателям, кто, повинуясь гражданскому долгу,  выскажет на страницах нашей общественно-политической газеты своё мнение о возможных резервах и перспективах ускорения реализации актуальных задач модернизации образования. Иначе зачем тогда затевать речь о связи времён и преемственности поколений и необходимости ускорения социального прогресса.

 

 

В преддверии 140-летного юбилея Подолешенской школы, не совершая экскурс  вглубь веков , ограничиваясь малым временным отрезком ( конец  двадцатого  века – начало двадцать первого ), хотелось бы отметить некоторые вехи в её развитии, успехи участников образовательного процесса на этом пути, поделиться мнениями и сомнениями по поводу отдельных проблем реформирования системы общего образования и некоторых резервах  повышения гражданской ответственности подрастающего поколения. Возможно, когда-нибудь кому-нибудь это и пригодится: в качестве, например, краеведческого материала для предстоящего курса «Белгородоведение». Педработники, чья профессиональная деятельность начиналась в последней четверти XX века, должны помнить какой вклад в реализацию школьной реформы 1984 года внёс общешкольный коллектив Подолешенской средней школы. Под вкладом надо понимать успешную апробацию неординарных приёмов и методов, позволивших добиться хороших результатов в совершенствовании трудового воспитания и профессиональной  ориентации, в развитии детского научно-технического творчества, в воспитании гражданской ответственности подрастающего поколения на примере старших поколений и совершенствования тимуровской деятельности. Развитие педагогики  сотрудничества в направлениях «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-родитель», «школа-ВУЗ» позволило в кратчайший срок успешно решить кадровую проблему школы и школ, входящих тогда в состав Подолешенского ТОМОШа (в то время их было 8). Эта мера и модернизация кабинетной системы обучения позволили значительно повысить качество образовательного процесса: после многолетнего перерыва в школе появились серебряные и золотые медалисты, отличники просвещения из числа учителей и воспитателей. Опыт работы школы по реализации основных направлений школьной реформы 1984 года обобщался на районном уровне (Людмила Ивановна Наумова, заведующая методкабинетом  Прохоровского РОНО) и на региональном ( Пётр Иванович Резников, директор Белгородской областной станции юных техников), экспонировался на ВДНХ СССР в павильоне «Народное образование» ,освещался на страницах всесоюзного журнала «Школа и производство»  (Екатерина Петровна Ракитянская, замдиректора школы), был взят на вооружение педколлективами многих общеобразовательных учреждений СССР и дал ожидаемые результаты. Этот опыт оказался весьма востребованным и широко пропагандировался на различных форумах союзного и республиканского уровней. Не случайно, что в 1987 году  на XX съезде ВЛКСМ ученический комсомол  Белгородчины представлял комсорг Подолешенской средней школы, в 1990 году в работе X Всесоюзного слёта пионеров принимала участие председатель Совета дружины школы, а в 1988 году делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования был избран директор школы ( от педагогического сообщества Прохоровского и Ивнянского районов). На VII и VIII Всероссийских слётах ученических производственных бригад (1985, 1988 г.г.) подолешенские школьники признавались  победителями по Центрально-Чернозёмному  району (Белгородская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская области)  в номинациях «Конструирование малогабаритной сельскохозяйственной техники» и «Оснащение учебных кабинетов школы средствами малой механизации». В 1985 году на Центральной машино-испытательной станции (г. Солнечногорск Московской области) состоялся Всесоюзный смотр-конкурс образцов малогабаритной с/х техники, проводившийся по инициативе тогдашнего Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. В то время отечественная промышленность не имела достаточного опыта в производстве минитракторов и мотоблоков( лишь в Белоруссии тогда производился мотоблок МТЗ-05). По замыслу организаторов смотра-конкурса опыт самодеятельных конструкторов мог бы пригодиться и специалистам заводских конструкторских бюро, работавших в данном направлении На этот конкурс подолешенцы представили аж три мотоблока серии «Эврика»  разной модификации, изготовленных в учебной мастерской. По просьбе руководства Центрально-Чернозёмной машино-испытательной станции (посёлок  Камыши Курской области) один из подолешенских мотоблоков экспонировался под «вывеской» этой солидной организации. В то время всем машино-испытательным станциям страны выделялись немалые деньги на разработку перспективных образцов с/х минитехники и ЦЧМИС нужно было показать, что её инженеры-конструкторы работали не вхолостую. Эту не совсем благовидную роль должен был «выполнить» мотоблок «Эврика-2М». Белгородскую ОблСЮТ и КЮТ «Эврика» Подолешенской СОШ представляли на смотре-конкурсе мотоблоки «Эврика-3» и «Эврика-4». Главная особенность этих образцов: все детали и механизмы (за исключением двигателя) изготавливались из списанной с/х техники, которой было в избытке в каждом колхозе и совхозе, не говоря уже о базах Вторчермета. Конструкторы подолешенского мотоблока предусмотрели возможность перевозки его в багажнике легкового автомобиля, что было очень удобным для горожан, имеющих дачные участки, и возможность трансформации в трёхколёсный минимотороллер. Одной из конструктивных «изюминок» был ведущий мост мотоблока, изготовленный из дифференциала и полуосей ведущего моста зерноуборочного комбайна «Нива» (разумеется, после соответствующей токарной и слесарной обработки), поэтому, срок эксплуатации этого самого уязвимого узла любой  почвообрабатывающей машины был практически не ограничен. Оригинальный механизм блокировки дифференциала был очень прост и , в то же время, очень надёжен. Прилагаемый набор сельхозорудий к мотоблоку серии «Эврика» был достаточно стандартен: прутковая борона, борона типа «Зиг-Заг», культиватор, окучник и , конечно, плуг, т.к. основное назначение мотоблока – пахота. В этом шлейфе  именно плуг являлся «суперизюминкой». Универсальный, оборотный, оригинальной конструкции, позволяющей агрегатировать его с мотоблоками промышленного производства: с белорусским МТЗ-05 и грузинским «Риони», выпускавшемся в г. Кутаиси по лицензии итальянской фирмы « Гольдони». Эта «суперизюминка» по всем техническим параметрам превосходила плуг курских конструкторов, представлявшим собой типичную соху и предназначенным для обработки лёгких(песчаных) почв. С оборотным плугом подолешенского образца не мог конкурировать и плуг итальянских конструкторов. По результатам Всесоюзного смотра-конкурса мотоблоки серии «Эврика» были отмечены серебряными медалями ВДНХ СССР, благополучно «возвратились» на родину их изготовления (за исключением оборотного плуга). На протяжении десятка лет они использовались тимуровцами школы для обработки огородов ветеранов войны и труда. Юннаты применяли эту минитехнику на учебно-опытном участке и школьном огороде. Замена ручного труда механизированным позволила увеличить площадь школьного огорода под овощные культуры(морковь, столовая свёкла, капуста, помидоры). Излишки выращенной продукции поставлялись по «смешным» ценам в Прохоровскую ЦРБ, детсады райцентра до тех пор, пока фермерское движение не набрало силу в такой «капризной» отрасли, как овощеводство. А вот «судьба» оборотного плуга, «застрявшего» на одной из подмосковных дач одного из специалистов ЦМИСа покрыта тайной до сих пор. Неизвестно, что помешало тогда маститым конструкторам и технологам запустить его в серийное производство: то ли начавшиеся «центробежные» процессы в Советском Союзе, то ли боязнь прослыть лжеавторами этой конструкции, хотя такой вариант вполне устраивал подолешенцев, т.к. зарождающиеся фермерские хозяйства в тот период остро нуждались в технике, способной заменить обычную лопату, тяпку, грабли и т.п. В невостребованности  подолешенской «сверхизюминки» виновато, безусловно, и министерство сельского хозяйства СССР. Впрочем, чиновников этого министерства можно понять по-человечески: в период крушении советской империи они были больше озабочены собственной судьбой нежели какой-то там «сверхизюминкой». А вот Белгородчина в то «смутное» время занимала иную позицию: сельхозотделом Белгородского  обкома КПСС (секретарь Н.В. Гармашов) ставился вопрос о производстве на заводе «Энергомаш» мотоблоков, используя в качестве переходной модели подолешенские образцы. Этому не суждено было сбыться из-за неудачного финиша пресловутой перестройки. К концу XX века российский рынок был насыщен импортной с/х техникой и интерес к подолешенским творениям угас как у «отцов», так и у «детей». Крайне жаль, что производство оборотного плуга «подолешенского» образца ни отечественная, ни зарубежная промышленности так и не освоили до сих пор. Владельцы современных мотоблоков могут об этом только сожалеть: подолешенский образец позволял экономить при пахоте до 40% топлива. Естественно, при этом сокращалось и время обработки. В соответствии с основными направлениями  школьной реформы, сельские школы были призваны ориентировать учащихся на с/х профессии: механизатор, шофёр, животновод. Практическое обучение аграрного потенциала   осуществлялось через ученическую производственную бригаду. Юные животноводы(операторы машинного доения) постигали азы этой профессии на МТФ №2 колхоза «Победа», базового предприятия школы. Юные механизаторы учились пахать, культивировать, сеять и убирать зерновые культуры на участке УПБ площадью 12 га. В летний период мехзвено УПБ, имея в своём составе 3 комбайна СК-5 «Нива», колёсный трактор ЮМЗ-6 и грузовик САЗ-3503, оказывало помощь  базовому предприятию в уборке урожая. Вплоть до 1992 года юные комбайнёры становились лидерами  районных соревнований среди комсомольско-молодёжных экипажей в «Жатве – 86», «Жатве - 87» и т.д., завоёвывали  призы, предусмотренные конкурсами «Урожай – 90», «Урожай – 91». Этому способствовало хорошо поставленное наставничество со стороны опытных механизаторов колхоза «Победа» и учителей физики, биологии и трудового обучения. УПБ Подолешенской СОШ являлась, без преувеличения, кузницей кадров для базового предприятия. Занимая ведущее место среди УПБ школ района, неоднократно защищала его честь на областных слётах  и честь области – на республиканских. Ученическое самоуправление совершенствовалось через хорошо налаженную работу пионерской и комсомолькой организаций. Школьные актив ежегодно награждался (за те или иные  достижения)  бесплатными  путевками во всесоюзные здравницы «Артек» и «Орленок», поездками по «Золотому кольцу России», экскурсиями на ВДНХ СССР и др. Часть учителей и учащихся за активное и плодотворное участие в реализации основных направлений школьной реформы 1984 года были награждены ведомственными, правительственными и государственными наградами. Школа была занесена в список «Адреса передового опыта». Но самой большой наградой общешкольного коллектива, безусловно, следует считать высокий уровень гражданской ответственности выпускников, представляющих поколение последней четверти прошлого века. Это умелые труженики АПК, грамотные специалисты социальной и бюджетной сферы, талантливые инженерно-технические работники. Именно этому поколению выпала   доля восстанавливать и укреплять экономику постсоветской России. Отмечая основные вехи и успехи педколлектива в модернизации образовательного процесса за период от одной школьной реформы - до другой, сознательно не привожу конкретных имён и фамилий, чтобы не прослыть поборникам квасного патриотизма. Но при этом нельзя не отметить большую организаторскую роль в успехах и достижениях Подолешенской СОШ представителей поколения 70-х годов прошлого века: бывшего заведующего Прохоровским РОНО Александра Яковлевича Волошкина и сменившего его на этом посту Александра Ивановича Анчипорова. Все творческие начинания, зарождавшиеся в стенах Подолешенской СОШ, в обязательном порядке рассматривались на районных совещаниях и педсоветах и , в случае их перспективности, рекомендовались для внедрения в практику других школ района.  Это касалось вопросов укрепления материальной базы, совершенствования учебного и воспитательного процессов, улучшения методической работы и многого другого. На мой взгляд, сегодня о такой педагогике сотрудничества можно только мечтать. Но мало мечтать, её надо и возрождать. Конечно, первая роль должна принадлежать в этом деле находящимся в педагогическом строю людям. Но и «отцы» не должны забывать своих «детей». Под «отцами», в данном случае, следует подразумевать учителей с хорошим профессиональным багажом и житейским опытом. Во многих школах страны они титулованы, как педагоги – наставники . Находясь на заслуженном отдыхе или работая в смежных с народным образованием отраслях, они по-прежнему остаются на стремнине жизни: бывших учителей, как и бывших солдат, - не бывает. Яркий пример этому – представитель поколения выпускников 60-х годов XX века Андрей Владимирович Кулабухов, Почётный гражданин Белгородской области, Прохоровского района и села Подольхи. В декабре 1995 года на посвященной 120-летию школы встрече выпускников разных лет (1939-1994 г.г.) по инициативе А.В. Кулабухова было принято обращение выпускников разных поколений к Е.С. Савченко с просьбой ускорить строительство нового типового здания школы,  проект которого «залежался под сукном» целых 10 лет.  В рекордно сжатые сроки новое здание было построено, и это следует  рассматривать, как очередную награду всем подолешенцам,- т.к. кроме своего прямого назначения - оно значительно украсило архитектурный облик села. Эта награда дала возможность и одновременно обязывает  нынешнее поколение учителей и учащихся школы трудиться с ещё большим к.п.д.  Стремлению к этому обязательству можно подтвердить многими фактами: неуклонное повышение профессионализма педколлектива, прямо способствующее повышению эффективности образовательного процесса , усиление роли органов ученического самоуправления в благоустройстве школы и родного села и др. А самое примечательное: в период очередной школьной реформы Подолешенская СОШ (в силу сложившихся традиций) не остаётся в стороне от этого процесса. Благодаря современной материальной базе, в педагогическом арсенале прочно занял свое место проектно-исследовательский метод. Старшеклассникам, имеющим склонность к педагогическим и юридическим профессиям, оказалось по плечу решение актуальных вопросов модернизации образования и посильное участие в законотворческой деятельности, предусмотренной проектом Общероссийской общественной организации Национальная Система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция», основными целями, которого являются: становление нового типа технической и творческой интеллигенции и восполнение на этой основе интеллектуального и культурного потенциала государства.

Достаточно, пожалуй, привести последний «свежий» факт. По поручению детского правительства школы министр образования Анастасия Стрельникова разработала минипроект «Образец модернизированного бланка личного дела обучающегося образовательной организации». Дополнительным катализатором этой разработки стало предложение директора МКУ «Муниципальный центр оценки качества образования, информационного и методического сопровождения» управления образования Л. Г. Буханцовой: ускорить работу по модернизации этого документа, учитывая определённый опыт работы нашей школы по модернизации классного журнала. Это предложение было обусловлено тем, что имеющиеся в школах бланки личных дел , изготовленные в ЗАО «Белгородская областная типография» (заказ 1958, тираж 22316,2012 г.), не соответствуют реалиям XXI века (особенно, с юридической точки зрения). Поэтому, модернизированный бланк конструировался в соответствии с новым законом об образовании и энергономическими требованиями к научной организации труда учителя и классного руководителя.  По отзывам рецензента проекта Валентины Никитичны Павликовой – главного специалиста управления образования – Анастасия успешно справилась с поставленной задачей, и её проект был представлен на региональный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Меня оценят в XXI веке» , состоявшийся 25 сентября 2014 года в г. Старом Осколе в рамках II областного фестиваля науки. На этом конкурсе работа подолешенской школьницы в номинации техническое творчество (моделирование, проектирование, рационализаторство, изобретательство) была оценена экспертной комиссией в 88 баллов ( из 100 возможных) и заняла 4-е место. Чтобы попасть в число призёров и принять участие во Всероссийском форуме «Меня оценят в XXI веке» Насте не хватило всего 3-х баллов. Её «подвёл» один из критериев оценивания – умение отвечать на вопросы. А вот в критерии – глубина проработки проблемы, научное и практическое значение проекта – Настя набрала максимальное количество баллов. Для сравнения : ближайший «конкурент» Анастасии – школьница из г. Губкина – опередила её за счёт критерия «умение отвечать на вопросы». Суть проекта городской школьницы: не выбрасывать новогоднюю ёлку, а изготавливать из её ствола массажный коврик, распилив ствол на колечки разной толщины, ветки же использовать для приготовления хвойных ванн. Похвально желание автора этого проекта решить таким образом проблему утилизации новогодних ёлок. Но говорить о степени научного и практического значения этого проекта, на мой взгляд, можно лишь с большой натяжкой. Тем более, что экологи и экономисты настойчиво рекомендуют использовать синтетические ёлочки многоразового использования. Да и запах «хвои» у искусственных  лучше, чем у свежесрубленных, благодаря современным ароматизаторам. Видимо, жюри  не учло этого факта. Но с судьями, как известно , не спорят, и третьему призёру остаётся только пожелать успехов в защите своего проекта на Всероссийском форуме. И всё же напрашивается вопрос: почему условиями этого конкурса(в отличие от других конкурсов) не была предусмотрена процедура апелляции по решениям экспертных комиссий. Как-то не вяжется эта « новация» с гуманизацией и демократизацией образования, а больше смахивает на очередной шаг к «застою» в образовательной политике: так недолго до исключения процедуры апелляции и по результатам ЕГЭ. В недалёком прошлом (25-30 лет тому назад) автору этих строк приходилось принимать участие в работе жюри различных конкурсов областного уровня. Помню лишь единичные случаи, когда к разработкам сельских школьников относились несколько предвзято. Но всё становилось  на свои места после рассмотрения апелляций: результативность победителей и призёров в таком случае не ставилась под сомнение. На нынешнем же временном этапе приходится сталкиваться с избирательностью и меркантильностью при подведении итогов тех или иных состязаний. Чтобы не быть голословным, приведу один из фактов подобного «инновационного» судейства. 5 лет тому назад на областном слёте УПБ, где Прохоровский район был представлен командой Подолешенской СОШ,в конкурсе «Юный пахарь» 2 конкурсанта (11-классники) набрали по одинаковому количеству баллов, позволяющему претендовать  на призовое место. При распределении 3-го и 4-го мест школьнику из нашего района досталось четвёртое. На моё замечание, что по условию конкурса при общем равенстве набранных баллов предпочтение отдаётся конкурсанту, показавшему лучший результат в практическом туре(при пахоте) главный арбитр вежливо, но непреклонно, заявил: «Зачем вашему парню призовое место, ведь он не собирается поступать в сельхозвуз, пусть проявляет свой талант в нужной для него номинации». (Профессиональные склонности конкурсантов были известны этому «судье» из анкет участников слёта). Я ничего не мог возразить  против такого «аргумента», помня, что подлинный талант всегда пробьёт нужную себе дорогу в случае необходимости. Но вправе ли мы требовать от молодых талантов ещё и бойцовских качеств? Ведь бороться может не каждый, тем более, в таком возрасте. Но бороться всё-таки нужно, если сталкиваешься с людьми явно беспринципными, злоупотребляющими вседозволенностью (иной раз, и с полной гарантией безнаказанности), откровенно демонстрирующими правовой нигилизм. Понятно, что успех этой борьбы напрямую зависит от заинтересованного участия в её исходе старшего поколения – «отцов». Результатом этой борьбы должно стать возрождение  процедуры апелляции при проведении региональных предметных олимпиад и конкурсов, победители и призёры которых пользуются преимуществом при поступлении в тот или иной ВУЗ. Нельзя стопроцентно  исключать возможность подтасовок, хотя бы по той причине, что в 2015 году при поступлении в ВУЗы будут учитываться не только результаты ЕГЭ, но и средний балл аттестата и другие достижения выпускников, подтверждённые документально. Поэтому, состав экспертных комиссий при проведении конкурсов научно-технической направленности должен формироваться из числа настоящих профессионалов. Не обязательно титулованных , но способных принципиально оценить ту или иную творческую мысль , чтобы она, как говорится, не ушла в песок.  Тогда эта мера позволит максимально исключить попытки протаскивания «нужных» людей на «нужные» ступеньки научного Олимпа, если обнаруживается явная бесполезность их идей, или утопичность их разработок(проектов). В настоящее время много делается в стране (естественно, и в районе) по совершенствованию  эстетического и физического воспитания, как одного из условий всестороннего развития личности. На это направлены различные смотры, конкурсы, соревнования, фестивали, соответствующие мастер-классы  и др. Никто не станет отрицать важность развития декоративно-прикладного  творчества(вышивка, лозоплетение, глиняная лепка и т.п.) или художественного творчества(спортивные танцы, балет, хоровое пение и т.п.). Вышеперечисленные мероприятия носят, в основном, спортивно-развлекательный характер. Но нужны мероприятия и созидательного  уровня, направленные, прежде всего, на подготовку будущих хлеборобов. Не стоит забывать, чем была продиктована  необходимость введения школьной реформы 1984 года и принятие (чуть ранее) Продовольственной Программы СССР. Тогда эту необходимость обосновывали крылатой фразой «Будет хлеб - будет и песня». Другими словами, в общей системе патриотического воспитания центральное место должно занимать трудовое. Говоря о необходимости совершенствования трудового воспитания наших школьников и ориентации их на с/х профессии, нельзя умолчать о том , что некоторые «инновационные» веяния в образовательной политике «подрезают крылья» педагогам   сельских школ. Прежде всего это относится к базисному учебному плану, из которого начисто исключены уроки ООППТ (обязательного общественно-полезного и производительного труда). Недальновидность в этом вопросе чиновников федерального уровня привела к определённому  свёртыванию деятельности УПБ, некоторому угасанию  тимуровского движения. А эти направления были и должны оставаться главными составляющими воспитательного процесса в сельской школе.  Напрашивается крамольная мысль : кто-то упорно пытается оторвать сельского школьника от родной земли. Но разве при таком «научном» подходе можно вырастить таких патриотов русской земли как Иван Мичурин, Николай Вавилов, Паша Ангелина, Терентий Мальцев, Василий Горин и др. с/х маяки и светила сельскохозяйственного производства XX века. Достаточно пальцев одной руки, чтобы сосчитать сколько сегодня осталось на Белгородчине реально функционирующих  УПБ. В большинстве районов они числиться лишь в отчётах школ. Не исключение в этом плане и Прохоровский район. Канули в Лету школьные и районные конкурсы юных механизаторов, животноводов, садоводов, овощеводов и др. Если сказать механизаторам – пенсионерам, чьё хлеборобское становление начиналось со школьной скамьи, что в последнее  время  районные конкурсы  «Юный пахарь» проводятся  по заочной схеме (читай - на бумаге), они бы расценили эти слова как злую шутку.  На областные слёты УПБ направляются не победители районных, т.к. таковые не проводятся, а сборные команды. Надо же как-то показать, что и прохоровским школьникам прививается любовь к труду, любовь к родной земле и т.п. А если серьёзно относиться к роли трудового воспитания, как одной из составляющей  патриотического воспитания, то необходимо реанимировать УПБ во всех средних школах района, возродить детское техническое творчество, неразрывно связанное с трудовым обучением и воспитанием, планировать и проводить районные мероприятия, направленные на укрепление престижа с/х профессий.  Ни в коем случае не забывать  в чем заключается особенность и предназначение сельской школы. Хорошо, если бы этому правилу следовали все, кто призван осуществлять образовательную политику в регионе и на местах. Неплохо, что в последнее время одним из резервов повышения гражданской активности (следовательно, и совершенствования патриотического воспитания) стал проект «Народная экспертиза». Шагая в ногу со временем, подолешенские учителя и школьники принимают участие в реализации этого проекта. Разумеется, через совместную проектно-исследовательскую деятельность. Это проект Никиты Завгорудько по восстановлению водоёма вблизи истока Северского Донца. Почти полвека назад он служил водохранилищем для искусственного орошения полей колхоза «Победа». Кроме прямого назначения этот водоём был излюбленным местом для сельской ребятни как летом, так и зимой. На летних каникулах местные «робинзоны» устраивали гонки на самодельных плотах, инсценировали морские сражения. (Для купания родниковая вода была холодноватой). На зимних каникулах, когда замерзал водоём, здесь проходили хоккейные баталии. Ценность проекта Никиты заключается в том, что после грамотной  рекультивации этого водоёма в лагуну-пруд, его можно будет использовать в летний период для обучения школьников плаванию, являющимся одним из видов возрождаемого комплекса ГТО.  Но самое главное – водоём значительно повысит пожарную безопасность села. Дело в том, что существующие в  центре села пожарные (противопожарные) гидранты не совсем отвечают своему предназначению. Несколько лет тому назад члены ЮДПД выяснили: сечение главного водовода водонапорной башни занижено (по сравнению с расчётным) в 10 раз. Во столько же раз увеличивается время заполнения цистерны пожарной машины через гидрант.   Лица, ответственные за пожарную безопасность Подольхов и близлежащих сёл, не обратили особого внимания на инициативу юных пожарников, и сложившаяся ситуация сохраняется до сих пор. Продублированнное выпускницей школы Людмилой Уханёвой два года назад предложение о подключении к водонапорной башне водовода стандартного сечения «затерялось» в одном из ящиков «Народной экспертизы». Все-таки поколению «отцов» следует более внимательно относиться к проектам поколения «детей». В ряде случаев «народная экспертиза – глазами детей» даёт свои плоды. Воплотилось в реальность предложение ученицы Сабины Гафаровой об установлении «саркофага» на железобетонный столбик рядом со стелой «Исток Северского Донца», выглядевший, как бельмо на глазу. Туристы, посещающие заповедные места с. Подольхи, охотно фотографируются теперь на его контрастном фоне. Правда, осталась самая малость: нанести на этот «саркофаг» географические координаты начала «реки без границ». Надо полагать, это сделают местные краеведы совместно с активистами ТОСа. Авторы модернизированного классного журнала могут записать в свой актив реализованное их предложение о снижении возрастного порога для участников региональных конкурсов молодёжных учно-исследовательских и творческих работ с 16-ти до 14-ти  лет. Хорошо,  что Н.В.Полуянова, бывший начальник Управления молодёжной политики Белгородской области, серьёзно отнеслась к предложению подолешенцев. Ведь получая в этом возрасте гражданский паспорт, молодой человек становится почти полноправным гражданином России. Устранение возрастной дискриминации позволило повысить удельный вес школьников в региональных конкурсах типа «Я – гражданин России!» и научно-технической направленности. Однако, немало детских проектов, оказавшихся не востребованными «отцами». К примеру та же Сабина предлагала полтора года назад модернизировать надпись на стенде возле библиотеки Н. И. Рыжкова. По ее мнению надпись «Живи всегда и процветай, любимый Прохоровский край!» следует заменить на «Живи, твори и процветай, любимый Прохоровский край!». Это бы подчёркивало творческий потенциал нашей малой родины. Ведь она славится своими поэтами (В. Чурсин и др.), писателями (В. Журахов и др.), художниками (А. Зенин и др.), композиторами (Е. Ликарчук и др.) – всеми, кому не чужд дух народного творчества во всех его проявлениях. В режиме «застоя» находится и другое предложение той же ученицы – предложение по модернизации панно на фронтальной стене районного Дворца Культуры. Сабина предлагала обновить карту-схему Прохоровского района, изготовленную в конце прошлого века. А именно: исключить из неё давно не существующие в сельских населённых пунктах АЗС (автозаправочные станции), указать  «главную» водную артерию нашего района и другие достопримечательные места. Устранение данного «застоя» не будет дезориентировать автотуристов, послужит путеводителем для частых гостей нашего края, удовлетворит любопытство подрастающего поколения, которое пытается найти на этой карте начало Северского Донца, но так и не находит. Реализация подобных предложений несомненно ускорит превращение нашего края в район-музей. Поэтому поколению «детей» не стоит особо огорчаться из-за временного «застоя» в реализации тех или иных предложений (проектов) и впадать в пессимизм, помня, что маленькие их свершения намного полезнее (в рамках социального прогресса) грандиозных, но не осуществляемых «отцами» проектов. Просто нужно периодически дублировать на всех уровнях дельные предложения до тех пор, пока они не дойдут до нужного адресата, не забывая при этом: неразрывная связь времён и поколений – самый лучший катализатор решения проблем, которые преподносит России XXI век. А пренебрежение её дальнейшим укреплениям (как со стороны «отцов», так и «детей») неминуемо приведёт к очередному застою, а впоследствии и к упадку. Допускать этого никак нельзя: история не прощает такого рода оплошностей!

2921

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-04-19
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3