Новая новость

######### ##* ######### ##* ***###*** ##* ##* ##* *## ##* ##* *## ##* ##* *## ##* ##* *## ##* *##*##* ##* ##* *## ##* *#####* ##* ##* *## ##* ##### ##* ##* *## ##* *###* ##* ##* *## ##* ##### *##* ###*### ##* *#####* *###* *#####* ##* *##*##* ###* ##### ##* ##* *## ##* *###* ##* ##* *## *#*
Рекламный баннер 980x60px ban1
76.01
90.26
Рекламный баннер 468x60px main1

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ

СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ

Приоритетом социальной политики Российской Федерации является социальная защита граждан и, прежде всего, социально-уязвимых групп населения, включая инвалидов.

Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов № 61/106, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., что накладывает на государство серьезные обязательства по ее исполнению.

К числу приоритетных проблем государства по обеспечению равных возможностей инвалидам относится создание безбарьерной окружающей среды, доступности физического, социального, культурного окружения, учреждений здравоохранения и образования, а также информации и связи, которые позволят инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами. В этой связи актуальное значение приобретает реализация государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 гг.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р. Основной целью данной программы является формирование к 2016 г. условий беспрепятственного доступа к основным объектам и услугам инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системе медико- социальной экспертизы для наиболее полной интеграции и полноценного участия инвалидов в жизни общества. В рамках реализации данной государственной программы происходит процесс непрерывного развития действующей законодательной и нормативно-правовой базы, а также правоприменительной практики, касающихся вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Среди нормативных актов федерального уровня, определяющих правовой статус инвалидов в области реабилитации и социальной интеграции, важнейшее значение имеет Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В данном законе указывается, что к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся «утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены были установлены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 № 215н.

В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации принимается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.12.2014 г. № 998н.

При принятии решения специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в техническом средстве реабилитации необходимо: провести объективную экспертно-реабилитационную диагностику и определить вид и степень имеющихся у инвалида функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности; оценить индивидуальные характеристики инвалида (пол, масса тела, рост, особенности деформации тела, физическое развитие и выносливость, социальные условия, запросы и установки инвалида, уровень его социальной активности); определить реабилитационный потенциал инвалида; выбрать и назначить конкретные вид, модель и типоразмер технического средства реабилитации.

Одним из значимых механизмов для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации является правильно и полно сформированная специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).

В системе мер, способствующих интеграции инвалидов в семью и общество, важное место занимают технические средства реабилитации (ТСР). К этим средствам относятся устройства, которые благодаря специальным свойствам обеспечивают компенсацию или устранение ограничений способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

В последние годы государство основным направлением своей политики в области социальной защиты инвалидов считает их реабилитацию, в том числе с помощью обеспечения инвалидов ТСР.

Государство всеми доступными ему мерами способствует формированию из числа инвалидов полноценных и полноправных граждан Российской Федерации. Такая обязанность государства вытекает из Конституции Российской Федерации, провозгласившей равенство прав и свобод всех граждан Российской Федерации (глава 11 Конституции Российской Федерации), реализация которых для инвалидов непосредственно связана с предоставлением им «равных возможностей» наряду со здоровыми людьми. Обеспечение полной и эффективной реализации указанной политики осуществляется с помощью не только экономических, финансовых, социальных мероприятий, но и на основе разрабатываемых как на федеральном уровне,' так и в регионах, нормативных актов, придающих государственной политике в этой области правовой характер. Важнейшее место среди нормативных актов в рассматриваемой области занимает Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Этот закон явился первым кодификационным актом в этой области в Российской Федерации. Указанный закон по-новому дал определение понятия «инвалид», закрепил на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалидов», а также «реабилитация инвалидов»; установил правила реабилитации инвалидов, в том числе впервые закрепил обязанности за соответствующими органами разрабатывать индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (ИПР) с целью его интеграции в семью и общество; определил разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, помогающие им стать полноправными членами общества.

В соответствии со ст. 10 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета».

В соответствии со статьей 11.1 вышеуказанного закона к техническим средствам реабилитации относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Указанная статья закона определяет виды технических средств реабилитации инвалидов. К ним относятся: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Согласно рассматриваемой статье, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Во исполнение статьи 10 закона Правительством Российской Федерации было принято 30 декабря 2005 г. распоряжение № 2347-р об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень). Этот перечень состоит из 3 разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги.

Раздел «Технические средства реабилитации» включает:

- трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;

- кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные;

- протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы;

- ортопедическую обувь;

- противопролежневые матрацы и подушки;

- приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;

- специальную одежду;

- специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения;

- собак-проводпиков с комплектом снаряжения;

- медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;

- сигнализаторы звука световые и вибрационные;

- слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;

- телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;

- телефонные устройства с текстовым выходом;

- голосообразующие аппараты;

- специальные средства при нарушениях функций выделения (мочеприемники и калоприемники);

- абсорбирующее белье, подгузники;

- кресла-стулья с санитарным оснащением.

Раздел «Услуги» включает: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.

Правительством Российской Федерации 10 сентября 2014 г. было принято распоряжение № 1776-р о внесении изменений в действующий Федеральный перечень. Согласно данному распоряжению из Федерального перечня исключены с 1 января 2015г. эндопротезы, которые будут представляться инвалидам в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, которая в свою очередь будет оказываться преимущественно в рамках обязательного медицинского страхования. Нуждаемость инвалида в услугах по эндопротезированию может быть указана в разделе ИПРА - «Мероприятия медицинской реабилитации», при этом в качестве исполнителя за оказание услуги указывается уполномоченный орган в сфере здравоохранения по субъекту Российской Федерации.

Выбор для инвалида технического средства реабилитации (его типа и вида), входящего в Федеральный перечень, осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при формировании ИПРА, при этом они должны руководствоваться медицинскими показаниями и противопоказаниями, а также наличием у инвалида соответствующих ограничений жизнедеятельности.

Правительство Российской Федерации 7 апреля 2008 г. приняло постановление № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (с последующими изменениями и дополнениями).

В данном правовом документе определены: порядок обеспечения инвалидов и ветеранов ТСР и протезно-ортопедическими изделиями; перечень документов, предоставляемых в исполнительный орган (территориальные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты субъекта Российской Федерации) данной категорией граждан; сроки рассмотрения уполномоченным органом вышеуказанных документов и уведомления граждан о постановке на учет.

В данном правовом документе также определен порядок получения гражданами направления на обеспечение ТСР в организации, отобранные уполномоченным органом на конкурсной основе в установленном порядке, а также правила владения гражданами ТСР; порядок выплаты компенсации за ТСР, приобретенные гражданами самостоятельно; порядок оплаты ремонта ТСР; замены или дальнейшего использования ТСР; порядок оплаты расходов, связанных с приобретением и использованием ТСР.

В п.2 вышеуказанного постановления установлено, что «Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы».

В соответствии с п. 15(1) вышеуказанного постановления в случае, если предусмотренное программой реабилитации ТСР и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее ТСР или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного ТСР и (или) услуги, но не более стоимости соответствующего ТСР (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Соответствие приобретенного инвалидом за собственный счет ТСР (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым ТСР (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду. Отказ инвалида от обеспечения ТСР и (или) услугой по его ремонту не дает инвалиду права на получение компенсации в размере их стоимости.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 438н был утвержден порядок осуществления и форма заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены ТСР, протезов, протезно-ортопедических изделий.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 439н утверждена форма уведомления о постановке на учет по обеспечению ТСР, протезами, протезно- ортопедическими изделиями, направления на их получения либо изготовление специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей ТСР, протезами, протезно-ортопедическими изделиями.

В нормативных актах устанавливается, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий по предоставлению мер социальной защиты (обеспечения инвалидов ТСР). Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные ИПР инвалида ТСР и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное ТСР и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного ТСР и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости ТСР и (или) услуги, предоставляемых инвалидам уполномоченными органами в соответствии с ИПР. При этом ТСР, предоставляемое в рамках ИПР за счет средств федерального бюджета, и ТСР, самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом, должны быть аналогичными (на основании классификации ТСР в рамках Федерального перечня, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р»).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014г. № 998н утвержден Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР. Данный Перечень изложен в виде таблицы, где графа 1 - это пункт раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня; графа 2 - вид ТСР; графа 3 - медицинские показания для обеспечения инвалидов ТСР; графа 4 - медицинские противопоказания для обеспечения инвалидов ТСР. Необходимо отметить, что медицинские показания - это особенности характера, локализации, течения патологического процесса (обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами), а также вызванных им стойких расстройств функций организма, их вида и степени выраженности, служащие основанием к обеспечению инвалида ТСР. Медицинские противопоказания - это особенности характера, локализации, течения патологического процесса (обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами), а также вызванных им стойких расстройств функций организма, их вида и степени выраженности, являющиеся препятствием к использованию инвалидом конкретного ТСР. Абсолютными медицинскими противопоказаниями являются противопоказания к конкретному виду ТСР, полностью исключающие возможность его применения. Относительными медицинскими противопоказаниями являются противопоказания к конкретному виду ТСР, указывающие на его значительную опасность и необходимость принятия особых мер предосторожности, либо выбора, хотя и менее эффективного, но более безопасного ТСР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708 (с последующими изменениями и дополнениями) были утверждены правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (с последующими изменениями и дополнениями). В п.2 Правил указано, что обеспечение инвалида по зрению собакой-проводником осуществляется в соответствии с ИПР, разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. В соответствии с п. 7 и п. 8 вышеуказанных правил собака-проводник передается инвалиду бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению третьим лицам, в том числе продаже или дарению; инвалиду, имеющему в безвозмездном пользовании собаку-проводника, выплачивается компенсация.

     Порядок предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 608 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с п.З данного документа услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета в количестве до 40 ч в 12-месячном периоде, исчисляемом с даты подачи заявления в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (по месту жительства инвалида).

Основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является ИПРА инвалида. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для ' инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПРА инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным ТСР или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другие аналогичные средства. Отказ инвалида (лица, представляющего их интересы) от обеспечения ТСР, протезно-ортопедическим изделием, рекомендованными ИПР, а также приобретение ими ТСР, протезно-ортопедического изделия, не рекомендованных ИПР, не дают инвалиду права на получение компенсации.

В настоящее время форма ИПРА, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08. 2008 г. № 379н (с последующими изменениями и дополнениями). В действующей форме ИПРА имеется раздел «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации», изложенный в виде таблицы, содержащий следующие графы: перечень ТСР; срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР; исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР; отметка о выполнении или невыполнении (указать причину).

Для обеспечения качества, надежности^ безопасности предоставляемых инвалидам и ветеранам ТСР и протезно-ортопедических изделий приняты государственные стандарты. В Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем все стандарты утрачивают обязательный характер и применяться добровольно. До 1 сентября 201 1 года в период до принятия соответствующих технических регламентов закон предусматривал обязательное исполнение требований стандартов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. С 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.

Таким образом, существует достаточно большая правовая база по проблеме обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно- ортопедическими изделиями.

Г.А. Беликова.

Руководитель бюро №1.

Оставить сообщение:

##* *#####* ##* ##* *#####* ##* *#######* ##* ##* *#######* ##* ###***### ##* ##* ###***### ##* *## ####### ##* ##* *## ##* *##* ##* *## ### ### #######* ##* ##* *## ### *##* ##* *## ###*### ##***** ##* ##* *## ###**###* ##* *## ####### ##* ##* ##* *## *######* ##* ####### ###### ##* ##* *## *####* ##* ####### ###### ##* ##* *## *##* ##* ####### ##**** ##* ##* *## ##* ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *## ##* ##* *## ##* *## ##***** ###****** ###***### ##* ###***### ##* *## #######* ######### *#######* ##* *#######* ##* *## ####### ######### *#####* ##* *#####*
Рекламный баннер 468x60px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-04-19
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3