Новая новость

*##### ######### *##### ######### **### ******### ##* *## #####* *## ####### ##* *## ###* ##* *## ######* *## ####### ##* *## *### ##* *## ##**### *## ****##* *##*##* *##* ##* *## ##* *## *## ###* *#####* ###* ##* *## ####### ********* *## *##* ##### *##* ##* *## ######* ######### *## ### *###* *##* ##* *## ##**### ######### ##* *## *##* ##### ### ##* *## ##* *## ##* *## *### *#####* *##* ###*### ##* *## ********* ###***### *##**** *##*##* ### *#####* ##* *## ######### *#######* ####### ##* *## ##* *###* ##* *## ######### *#####* ####### ##* *## ##*
Рекламный баннер 980x60px ban1
75.86
90.46
Рекламный баннер 468x60px main1

Храм исторической памяти в «Патриоте»

Храм исторической памяти в «Патриоте»

Марина Артюх, журналист

         «Зачем эта дорога, если она не ведет к Храму?». Помните этот философский вопрос из кинофильма конца 80-х годов прошлого века «Покаяние»?  Вопрос хоть и философский, но не праздный. На Руси всегда церкви строили так, чтобы основные дороги либо начинались от храма, либо вели к нему.

Практический ответ на этот философский вопрос дало российское военное ведомство. В многофункциональном культурно-развлекательном парке «Патриот», что недалеко от подмосковной Кубинки, возводят к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Главный храм Вооруженных Сил России. Это своего рода символ моральных и духовно-нравственных ценностей многих поколений россиян, послуживший движителем их подвига и побед в трудную годину военного лихолетья.

А рядом с Главным храмом – скорее всего, как его продолжение и составная часть - сооружается уникальный мемориальный комплекс «Дорога памяти». Тоже своего рода храм. Только храм как современное инновационное интерактивное хранилище исторической памяти о более чем 33 млн ковавших Победу на фронте и в тылу.

Инновационность мемориала заключаются в том, что на основе современных компьютерных технологий документы (фотографии, дневники, письма и т.д.) военных лет отцифровываются и помещаются в общую базу данных. Цифра лишь переводит булгаковскую метафору «рукописи не горят» в реальность сегодняшнего дня и вечность сохранения бесценной информации военного времени.

Интерактивность проекта предполагает взаимодействие автора архива и общей базы данных министерства обороны. Открывая для цифры семейные архивы, мы пополняем тем самым общую базу данных военного ведомства об участниках Великой Отечественной. Архивисты минобороны добавляют к ним свои данные. В результате мы получаем более полную картину о наших родственниках, воевавших на разных фронтах войны, а также свободный и открытый доступ каждого желающего к источнику формирования нашей общей исторической памяти.

Вот мы часто упоминаем понятие «историческая память», но не всегда достаточно глубоко задумываемся, а что это за феномен такой и как он формируется. Нам представляется, что историческая память – а в данном случае мы будем говорить о Великой Отечественной и Второй мировой войне – как набор передаваемой из поколения в поколение информации является субстанцией непостоянной и многослойной.

Непостоянной потому, что количество и качество информации о минувшей войне, используемой как строительный материал системы базовых знаний и духовно-нравственных ценностей нации, зависит от многих переменных факторов. На наш взгляд, наиболее значимые: исторический период времени, воспитание в семье, просвещение и образование, политико-пропагандистские усилия властей по распространению правды о войне как внутри страны, так и за ее пределами, а также способность противостоять попыткам фальсификации и ложной интерпретации исторических фактов.

Историческая память многослойна потому, что включает не только рациональный компонент (фильтрация, отбор и осознание только тех фактов, которые соответствуют жизненной логике данной личности), но и эмоциональный (чувства, переживания, принятие-отвержение, значимость, личностное отношение и т.д.). Под влиянием переменных факторов, о чем мы говорили выше, эти прослойки психики взаимодействуют между собой в борьбе за доминирование в личности каждого человека.

Единиц измерения исторической памяти пока не придумали, но есть такой весьма относительный, с точки зрения объективности, инструмент, как опрос общественного мнения. Не буду загружать читателя обилием соотношения процентных показателей, но кое-какие весьма любопытные выводы исследователей и некоторые цифры, прямо либо косвенно подтверждающие состояние и динамику исторической памяти, все-таки приведу.

Вывод первый. В результате антисоветской, а позже и антироссийской пропаганды на Западе происходит деформация исторической памяти населения в части умаления роли и заслуг Красной армии по разгрому фашистской Германии и освобождении стран Европы от коричневой чумы. Возьмем, например, Францию. В 1945 году агентство IFOP провело опрос среди очевидцев событий того времени по этой теме. И какие были результаты? 57% жителей Франции заявили, что главную роль в разгроме Гитлера сыграл Советский Союз, 20% назвали США и 12% — Великобританию. Через 70 лет повторили опрос.  Только 8% французов (сокращение в семь раз) считают, что ключевую роль в освобождении Европы от фашизма сыграла Советская армия, а 61% отводят эту роль американской армии.

Вывод второй. Старшее поколение (60+) лучше знает военные страницы отечественной истории, чем молодое. Познания последнего не отличаются глубиной и изобилуют фактологическими ошибками, что является результатом изменения качества образования и семейного воспитания. И здесь, согласно опросам и исследованиям, наблюдается отрицательная тенденция.

Вывод третий. Несмотря на очевидные прорехи в семейном воспитании и образовании, 96% молодых людей считают, что война остается главным событием отечественной истории, которое рождает у нового поколения россиян чувство гордости за подвиги их предков в Великой Отечественной. Более 80% опрошенных считают День победы праздником, но 17% не разделяют чувства сопричастности к такому статусу и значимости этого события.

Вывод четвертый. Уходит живая информация о войне из семей. Сегодня только одна четверть студентов хорошо осведомлены об участии в войне своих близких из их рассказов, семейных архивов (писем, фото). В каждой третьей семье никаких архивов не сохранилось.

Вывод пятый. В День памяти и скорби (22 июня) только 16% россиян посещают  мемориалы и памятные места, связанные с войной.

Вывод шестой. За последние 5 лет отмечается тенденция усиления внимания россиян к теме Великой Отечественной войны: в два раза увеличилось посещение мест боевой славы, музеев и захоронений погибших воинов.

Вывод седьмой. Основным источником формирования знаний молодого поколения о войне остается (при всех недостатках) образование. Роль семьи значительно ниже, однако сохранение архивов за пять лет возрастает. Семьи, родственники и знакомые стали в большей степени рассказывать о событиях  Великой Отечественной войны. 2/3 молодежи черпают информацию из фильмов. В то же время, те места, которые в себе сосредотачивали образы войны, места боевой славы, играют меньшую роль в формировании сознания молодежи. Большинство молодежи (85%) считает себя патриотами. Но в то же время 15% не относят себя к этой категории.

Можно по-разному относиться к этим выводам социологов и приводимым здесь цифрам, но одно неоспоримо – государство в лице военного ведомства уловило в свои паруса оценку состояния исторической памяти россиян о минувшей войне, их естественные потребности узнать больше и прочувствовать глубже дыхание эпохи военного лихолетья. Но не в застывшем граните традиционных величественных монументов и высеченных на них надписях «безымянным героям», а в конкретных именах рядовых тружеников войны, их фотографиях и документах, собранных благодарными потомками и запечатленными при помощи современных IT-технологий.

Выскажу дерзкое пожелание: по вовлеченности сотен тысяч, а может быть, и миллионов россиян в передачу семейных архивов, их оцифровку, информационно-архитектурный замысел и его воплощение признать «Дорогу памяти» как уникальный, не имеющий аналогов  международный проект по сохранению исторической памяти, достойный занять свое почетное место в Книге рекордов Гиннеса.

 

 

 

Оставить сообщение:

######### ##* *## ##* *## ######### ##* *## ### ### ***###*** ##* ### ###* *### ####### ##* ##* *##* ##* *### ###* ####### ##* ##* ###* ##* ###*### ***##** ##* ##* *##* ##* *#####* *## ##* #######* ##* ##### *## ##* ####### ##* ##### *## ##* ###*###* ##* *#####* *## ##* ##* *### ##* ###*### *## ##* ##* *##* ##* *### ###* *## ##* ##* ### ##***** ###* *### *## ##* ##* *## #######* ### ### *## ##* ##* *## ####### ##* *##
Рекламный баннер 468x60px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-03-29
2013-04-19
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3