Рекламный баннер 990x90px ban1
79.13
90.66

ГЛАВНОЕ - НЕ СДАВАТЬСЯ

ГЛАВНОЕ  - НЕ  СДАВАТЬСЯ

В третий раз смотрю старый, несколько смешной и наивный фильм Ивана Владимировича Лукинского   «Солдат Иван Бровкин » (1955) и не перестаю удивляться, как за столь короткий срок армия делает из деревенского забияки юношу, достойного уважения окружающих, устраняя слабости и недостатки будущего защитника Родины,  закаляя не только тело, но и дух.

Сегодня армия  всего лишь за год делает из мальчиков мужчин, способных и готовых защитить свой дом, свою семью, свою страну.

Но общаясь с молодыми людьми примерно моего возраста, я удивляюсь тому, что некоторые из них относятся к службе в армии, как к чему-то ненужному, утверждая, что терять год ради службы - пустая трата времени и ничего больше.  В то же время их одноклассники и даже друзья воспринимают армию своеобразной школой жизни, необходимой каждому парню.

Почему так происходит? Вроде бы все мальчишки воспитываются   в одинаковых условиях, учатся в одной школе, читают одни и те же книжки, смотрят одни и те же фильмы, вместе гоняют мяч, даже в компьютерные игры играют одинаковые. Но один хочет идти армию,  а другой нет.  В чем причина?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я встретилась с моим земляком, бывшим омоновцем Александром Владимировичем Кулабуховым. Он сейчас работает преподавателем ОБЖ в Прохоровской гимназии.

- Александр Владимирович, расскажите, как в вашей семье относились к службе в армии?

- По состоянию здоровья наш отец  в армии  не служил. Но  к солдатской службе в семье  всегда относились как к долгу.  Мы с братом с девства росли с мыслью, что каждый должен быть готов стать на защиту Родины.  Брат ушёл служить в армию уже будучи женатым, а потом остался  по контракту.    А я поступал в  Рязанское высшее командное  училище, но  тогда был очень большой конкурс - 26 человек на место, и я, к сожалению, не поступил. Хотя, могу сказать, что и среди моего поколения было много тех, кто к службе относился отрицательно.

- Но почему Вы, не поступив в военное, решили получить педагогическое образование?

- На тот момент, это 1996, была программа для жителей сельской местности при поступление в педагогический колледж вне конкурса. И я этой возможностью воспользовался.  Но тут опять такой момент: с детства я и мои ровесники, довольно большая группа ребят,   занимались физкультурой. Это - турник, другие снаряды, футбол. А главное, наверное, то, что  мы дружили со старшими ребятами, которые занимались спортом, сосед уже заканчивал физкультурное отделение  педколледжа. Поэтому особых раздумий не было.

- А что вы чувствовали, получив повестку в армию?

- Повестки не было совсем. Было так.  Когда я закончил колледж, подал документы в институт, чтобы  продолжать учиться.  А мой товарищ из параллельной группы был призван на сборный пункт и уходил в армию. Ну, мы компанией пошли на этот сборный пункт, нам там встретился капитан третьего ранга, я его, как сейчас помню, обозвал «товарищ полковник», а для морских офицеров это оскорбление. Он меня спрашивает: «А ты служил в армии?».  Я ответил, что меня оставляют на осень. А он предложил пойти сейчас.   На следующий день у меня был уже поезд, и я уехал служить в Ростов.

И где Вы служили?

-Внутренние войска, ВВМВД (Внутренние войска министерства внутренних дел), «Дон-100» -  называлась воинская часть.

- А как проходила ваша служба?

- Через год службы я стал командиром отделения, примерно через два месяца стал замкомандира  взвода. А где-то за полгода до дембеля  нас отправили в Чеченскую республику.

- Что сказали ваши родители, узнав о командировке?

- От родителей скрывал, знал только мамин брат. А так как связи не было, я придумал легенду, что уезжаю на полигон, где нет связи, но письма писал.

(Мама Александра Владимировича  рассказывает, что и она, и отец догадывались, где находится их сын, но ничего  друг другу не говорили, не хотели расстраивать.)

- Где  размещался Ваш отряд? Как был организован солдатский быт?

-Наш палаточный городок  размещался за Урус-Мартаном.  Жильё обустраивали своими руками, для обогрева в каждой палатке была печка-буржуйка.

- Какие задания выполняли?

- Ездили в боевом охранении колон, патрулировали, сопровождали командира подразделения. Стояли на блокировании населенных пунктов.

Не было ли  во время Вашей службы  межнациональных конфликтов?

- Отношение со стороны местного населения было хорошее. У нас часто относятся как-то предвзято к кавказцам, я же считаю, что нам, русским, следовало бы многому у них поучиться. Уважению к старшим, отношению к семейным ценностям. Также каждый кавказский мальчишка с детства  позиционирует  себя  как мужчину. С самого детства их  воспитывают  так, чтобы могли  постоять за себя и защитить родину. 

- А после демобилизации, чем Вы занимались?

- Решил устроиться в милицию. Мне изначально предложили пойти в ОМОН, но я отказался, не хотел никуда ездить. И трудоустроился  в подразделение вневедомственной охраны  в Белгороде. По ходу службы  понял, что вневедомственная охрана – не мое. Но могу сказать, что служба в ней дала мне очень хорошую практику в общении с людьми, в оформлении документации. И через год я перевелся в ОМОН города Белгорода. А примерно через полгода  уехал в служебную командировку на Северный Кавказ.

- И что входило в ваши обязанности?

- Ездили по адресам, то есть проверяли людей по прописке. Проверяли нежилые дома, уничтожали подпольные нефтеперегонные заводы.

- Ваши командировки заканчивались благополучно?

- Так получилось, что мы ездили в командировки определенной группой, и пока я служил, все заканчивалось хорошо. Несколько командировок было на  Северный Кавказ,  потом, в 2005 году,  когда было совершено массовое  нападение на   отделы милиции,  -командировка в Кабардино- Балкарию. Туда мы поехали по тревоге, и там тоже, слава богу,  все обошлось. 

- Что же привлекало Вас в командировках?

- Наверное, военная романтика, она всегда привлекает. Романтика подтолкнула меня поменять и место службы. Однажды побывав в Санкт-Петербурге, я решил перевестись туда. Там, продолжая службу в ОМОНе,  заочно закончил университет МВД. От питерского отряда ездили в Ингушетию.

- Но, всё же, Вы решили  уйти из ОМОНа, почему?

- Мне подошел срок выхода на пенсию по выслуге лет,  и я решил долго не задерживаться. Долго дома не сидел, стал искать работу. Работал в Москве  в службе безопасности. Я уже собирался уезжать в Питер на работу, но тут мне предложили место преподавателя ОБЖ в Прохоровской гимназии. Ну, я приехал домой, посоветовался с родными, сестра мне сразу сказала, что я не выдержу этой работы. Но я решил, что попытка не пытка, и через некоторое время вышел на работу.

- С какими сложностями столкнулись на новом месте работы?

- Главная сложность заключалась в работе с бумагами, потому что их оказалось слишком много, а их ведение надо совмещать  с учебной  и воспитательной  деятельностью. К концу года мне стало работать намного легче, хотя и напряженными были май и июнь,  потому что в эти месяцы проходило много мероприятий, это и военно-полевые сборы, и туристический слет, и кадетские сборы. Всё они прошли очень позитивно, дети вели себя хорошо, и самое главное, что эта работа доставляла мне удовольствие.  Дети уезжали позитивно заряженные, довольные, им всё понравилось, и они хотели  снова вернуться. А это значит, что правильно работаем, в нужном направлении движемся.

- Какие были самые первые впечатления от гимназии? Убежать не хотелось?

- Я изначально поставил себе цель, что у меня получится, и у меня получилось, я думаю… Надеюсь, и так будет дальше, по крайней мере, мы будем над этим работать. Я детям говорю: «Вы учитесь, и я учусь вместе с вами».

- Получается,  все мальчишки любят «воевать», но почему не все хотят идти в армию?

- Действительно, многие  школьники  относятся к армии очень уважительно и серьезно, им интересны всякие сборы, а есть, конечно, и та категория, в которой говорят: «Ой, я больной, это я не хочу, это мне не надо».  И у них такая позиция:  вы там служите, а я и тут буду хорошо себя чувствовать. Меня также удивляет отношение многих мам, которые говорят: «А куда же я буду его отпускать, а как же он там будет? Где-то в палаточном городке жить, там же  гигиены нет». Ну, а кого они тогда растят? Мужчину или комнатное растение?

- То есть причина нежелания идти в армии кроется в родительском воспитании?

- Конечно, с мальчиками нельзя сюсюкаться. Это же будущий мужчина, защитник Отечества, а многие мамы воспитывают почти кисейную барышню. Ребенка надо приучать к самостоятельности с самого детства. Я вспоминаю свое детство, никогда такого не было, чтобы я ждал маму, пока она мне брюки погладит или обед разогреет.  Не стоит забывать и о трудовом воспитании, у ребенка должны быть обязанности, а то сейчас можно встретить таких, что и пол не умеют мыть.

- Но сейчас многие  не хотят идти в армию еще потому, что боятся дедовщины. Лично вы с ней встречались?

- Ну что значит дедовщина? Все опять же зависит от человека. Если человек морально слабый, он, может, сломаться. Если ты силен духом, ты сумеешь поставить себя в коллективе так, что никто не посмеет действовать против тебя неправомерно.

- С вами служили люди, которые  самовольно покидали место  службы?

- Да, были такие, которые уходили в отпуск,  и их потом не могли найти…

- Но почему так происходило?

- Кто-то может выдержать строгую дисциплину, а кто-то нет. Также и школьники, одни выдерживают строгость, а другие нет, для них какие-либо ограничения – это как лишение свободы. Объяснить все это сложно. Могу лишь сказать, что многие качества человека проявляются только лишь на службе, она ярче открывает сущность человека, его плюсы и минусы. Армия как раз и нужна для того, чтобы закалить положительные качества и побороть   слабости. Эта обязательная школа жизни для парня. Недаром в советское время за парней, которые в армии не служили -  замуж выходить не хотели.

- Чему самому главному вы стараетесь учить своих учеников?

- Тому, что в любой ситуации главное -  не сдаваться. Сильный  не тот, который не падает, а тот,  кто находит в себе силы подняться и идти дальше. Не надо надеяться на судьбу,  надо исходить из того, что не ситуация правит нами, а мы ситуацией. Всё в наших руках.

* * *

Вот мы и получили ответ на главный вопрос.

Выходит, что воспитание будущего защитника начинается не в армии, не в школе, оно начинается дома, с родителей, и, прежде всего, с матери.  Ведь именно мама, самый близкий на свете человек, каждому из нас,  рождая на свет нового человека, создаёт «проект»  будущего  гражданина своей Родины.

Материал подготовила Анна МОЛЧАНОВА.

Фото автора.

102834

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.