
В третий раз смотрю старый, несколько смешной и наивный фильм Ивана Владимировича Лукинского «Солдат Иван Бровкин » (1955) и не перестаю удивляться, как за столь короткий срок армия делает из деревенского забияки юношу, достойного уважения окружающих, устраняя слабости и недостатки будущего защитника Родины, закаляя не только тело, но и дух.
Сегодня армия всего лишь за год делает из мальчиков мужчин, способных и готовых защитить свой дом, свою семью, свою страну.
Но общаясь с молодыми людьми примерно моего возраста, я удивляюсь тому, что некоторые из них относятся к службе в армии, как к чему-то ненужному, утверждая, что терять год ради службы - пустая трата времени и ничего больше. В то же время их одноклассники и даже друзья воспринимают армию своеобразной школой жизни, необходимой каждому парню.
Почему так происходит? Вроде бы все мальчишки воспитываются в одинаковых условиях, учатся в одной школе, читают одни и те же книжки, смотрят одни и те же фильмы, вместе гоняют мяч, даже в компьютерные игры играют одинаковые. Но один хочет идти армию, а другой нет. В чем причина?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, я встретилась с моим земляком, бывшим омоновцем Александром Владимировичем Кулабуховым. Он сейчас работает преподавателем ОБЖ в Прохоровской гимназии.
- Александр Владимирович, расскажите, как в вашей семье относились к службе в армии?
- По состоянию здоровья наш отец в армии не служил. Но к солдатской службе в семье всегда относились как к долгу. Мы с братом с девства росли с мыслью, что каждый должен быть готов стать на защиту Родины. Брат ушёл служить в армию уже будучи женатым, а потом остался по контракту. А я поступал в Рязанское высшее командное училище, но тогда был очень большой конкурс - 26 человек на место, и я, к сожалению, не поступил. Хотя, могу сказать, что и среди моего поколения было много тех, кто к службе относился отрицательно.
- Но почему Вы, не поступив в военное, решили получить педагогическое образование?
- На тот момент, это 1996, была программа для жителей сельской местности при поступление в педагогический колледж вне конкурса. И я этой возможностью воспользовался. Но тут опять такой момент: с детства я и мои ровесники, довольно большая группа ребят, занимались физкультурой. Это - турник, другие снаряды, футбол. А главное, наверное, то, что мы дружили со старшими ребятами, которые занимались спортом, сосед уже заканчивал физкультурное отделение педколледжа. Поэтому особых раздумий не было.
- А что вы чувствовали, получив повестку в армию?
- Повестки не было совсем. Было так. Когда я закончил колледж, подал документы в институт, чтобы продолжать учиться. А мой товарищ из параллельной группы был призван на сборный пункт и уходил в армию. Ну, мы компанией пошли на этот сборный пункт, нам там встретился капитан третьего ранга, я его, как сейчас помню, обозвал «товарищ полковник», а для морских офицеров это оскорбление. Он меня спрашивает: «А ты служил в армии?». Я ответил, что меня оставляют на осень. А он предложил пойти сейчас. На следующий день у меня был уже поезд, и я уехал служить в Ростов.
И где Вы служили?
-Внутренние войска, ВВМВД (Внутренние войска министерства внутренних дел), «Дон-100» - называлась воинская часть.
- А как проходила ваша служба?
- Через год службы я стал командиром отделения, примерно через два месяца стал замкомандира взвода. А где-то за полгода до дембеля нас отправили в Чеченскую республику.
- Что сказали ваши родители, узнав о командировке?
- От родителей скрывал, знал только мамин брат. А так как связи не было, я придумал легенду, что уезжаю на полигон, где нет связи, но письма писал.
(Мама Александра Владимировича рассказывает, что и она, и отец догадывались, где находится их сын, но ничего друг другу не говорили, не хотели расстраивать.)
- Где размещался Ваш отряд? Как был организован солдатский быт?
-Наш палаточный городок размещался за Урус-Мартаном. Жильё обустраивали своими руками, для обогрева в каждой палатке была печка-буржуйка.
- Какие задания выполняли?
- Ездили в боевом охранении колон, патрулировали, сопровождали командира подразделения. Стояли на блокировании населенных пунктов.
Не было ли во время Вашей службы межнациональных конфликтов?
- Отношение со стороны местного населения было хорошее. У нас часто относятся как-то предвзято к кавказцам, я же считаю, что нам, русским, следовало бы многому у них поучиться. Уважению к старшим, отношению к семейным ценностям. Также каждый кавказский мальчишка с детства позиционирует себя как мужчину. С самого детства их воспитывают так, чтобы могли постоять за себя и защитить родину.
- А после демобилизации, чем Вы занимались?
- Решил устроиться в милицию. Мне изначально предложили пойти в ОМОН, но я отказался, не хотел никуда ездить. И трудоустроился в подразделение вневедомственной охраны в Белгороде. По ходу службы понял, что вневедомственная охрана – не мое. Но могу сказать, что служба в ней дала мне очень хорошую практику в общении с людьми, в оформлении документации. И через год я перевелся в ОМОН города Белгорода. А примерно через полгода уехал в служебную командировку на Северный Кавказ.
- И что входило в ваши обязанности?
- Ездили по адресам, то есть проверяли людей по прописке. Проверяли нежилые дома, уничтожали подпольные нефтеперегонные заводы.
- Ваши командировки заканчивались благополучно?
- Так получилось, что мы ездили в командировки определенной группой, и пока я служил, все заканчивалось хорошо. Несколько командировок было на Северный Кавказ, потом, в 2005 году, когда было совершено массовое нападение на отделы милиции, -командировка в Кабардино- Балкарию. Туда мы поехали по тревоге, и там тоже, слава богу, все обошлось.
- Что же привлекало Вас в командировках?
- Наверное, военная романтика, она всегда привлекает. Романтика подтолкнула меня поменять и место службы. Однажды побывав в Санкт-Петербурге, я решил перевестись туда. Там, продолжая службу в ОМОНе, заочно закончил университет МВД. От питерского отряда ездили в Ингушетию.
- Но, всё же, Вы решили уйти из ОМОНа, почему?
- Мне подошел срок выхода на пенсию по выслуге лет, и я решил долго не задерживаться. Долго дома не сидел, стал искать работу. Работал в Москве в службе безопасности. Я уже собирался уезжать в Питер на работу, но тут мне предложили место преподавателя ОБЖ в Прохоровской гимназии. Ну, я приехал домой, посоветовался с родными, сестра мне сразу сказала, что я не выдержу этой работы. Но я решил, что попытка не пытка, и через некоторое время вышел на работу.
- С какими сложностями столкнулись на новом месте работы?
- Главная сложность заключалась в работе с бумагами, потому что их оказалось слишком много, а их ведение надо совмещать с учебной и воспитательной деятельностью. К концу года мне стало работать намного легче, хотя и напряженными были май и июнь, потому что в эти месяцы проходило много мероприятий, это и военно-полевые сборы, и туристический слет, и кадетские сборы. Всё они прошли очень позитивно, дети вели себя хорошо, и самое главное, что эта работа доставляла мне удовольствие. Дети уезжали позитивно заряженные, довольные, им всё понравилось, и они хотели снова вернуться. А это значит, что правильно работаем, в нужном направлении движемся.
- Какие были самые первые впечатления от гимназии? Убежать не хотелось?
- Я изначально поставил себе цель, что у меня получится, и у меня получилось, я думаю… Надеюсь, и так будет дальше, по крайней мере, мы будем над этим работать. Я детям говорю: «Вы учитесь, и я учусь вместе с вами».
- Получается, все мальчишки любят «воевать», но почему не все хотят идти в армию?
- Действительно, многие школьники относятся к армии очень уважительно и серьезно, им интересны всякие сборы, а есть, конечно, и та категория, в которой говорят: «Ой, я больной, это я не хочу, это мне не надо». И у них такая позиция: вы там служите, а я и тут буду хорошо себя чувствовать. Меня также удивляет отношение многих мам, которые говорят: «А куда же я буду его отпускать, а как же он там будет? Где-то в палаточном городке жить, там же гигиены нет». Ну, а кого они тогда растят? Мужчину или комнатное растение?
- То есть причина нежелания идти в армии кроется в родительском воспитании?
- Конечно, с мальчиками нельзя сюсюкаться. Это же будущий мужчина, защитник Отечества, а многие мамы воспитывают почти кисейную барышню. Ребенка надо приучать к самостоятельности с самого детства. Я вспоминаю свое детство, никогда такого не было, чтобы я ждал маму, пока она мне брюки погладит или обед разогреет. Не стоит забывать и о трудовом воспитании, у ребенка должны быть обязанности, а то сейчас можно встретить таких, что и пол не умеют мыть.
- Но сейчас многие не хотят идти в армию еще потому, что боятся дедовщины. Лично вы с ней встречались?
- Ну что значит дедовщина? Все опять же зависит от человека. Если человек морально слабый, он, может, сломаться. Если ты силен духом, ты сумеешь поставить себя в коллективе так, что никто не посмеет действовать против тебя неправомерно.
- С вами служили люди, которые самовольно покидали место службы?
- Да, были такие, которые уходили в отпуск, и их потом не могли найти…
- Но почему так происходило?
- Кто-то может выдержать строгую дисциплину, а кто-то нет. Также и школьники, одни выдерживают строгость, а другие нет, для них какие-либо ограничения – это как лишение свободы. Объяснить все это сложно. Могу лишь сказать, что многие качества человека проявляются только лишь на службе, она ярче открывает сущность человека, его плюсы и минусы. Армия как раз и нужна для того, чтобы закалить положительные качества и побороть слабости. Эта обязательная школа жизни для парня. Недаром в советское время за парней, которые в армии не служили - замуж выходить не хотели.
- Чему самому главному вы стараетесь учить своих учеников?
- Тому, что в любой ситуации главное - не сдаваться. Сильный не тот, который не падает, а тот, кто находит в себе силы подняться и идти дальше. Не надо надеяться на судьбу, надо исходить из того, что не ситуация правит нами, а мы ситуацией. Всё в наших руках.
* * *
Вот мы и получили ответ на главный вопрос.
Выходит, что воспитание будущего защитника начинается не в армии, не в школе, оно начинается дома, с родителей, и, прежде всего, с матери. Ведь именно мама, самый близкий на свете человек, каждому из нас, рождая на свет нового человека, создаёт «проект» будущего гражданина своей Родины.
Материал подготовила Анна МОЛЧАНОВА.
Фото автора.
Оставить сообщение: