
Будущее в ваших руках. Берегите мир!
Отстаивайте его для себя, своих детей и внуков…
Из обращения узников фашистских
лагерей к молодому поколению
Прошло семьдесят лет с того времени, как стихли последние выстрелы Второй мировой войны. Человечество помнит многое. Но многое и забывает. И вот уже в некоторых странах поднимают голову фашистские группировки. Они желают возродить нацизм, а значит, и фашизм - все то горе, что пережило человечество: войну, смерть, концлагеря. Дата – День освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата учреждена решением ООН как памятная. В этот день произошло интернациональное восстание заключенных в лагере Бухенвальд.
Во времена третьего рейха концлагерь превратился в место массового истребления людей. На территории Германии первым из концлагерей был Дахау, в котором погибло не менее 70 тысяч заключенных с 1933 по 1945 год. В самом конце войны в Германии находилось 26 крупных концлагерей и десятки поменьше. Самым кровавым символом фашизма был лагерь Освенцим, что располагался на территории Польши. 7 тысяч освобожденных узников Освенцима - живой символ, напоминающий, что существует День освобождения узников фашистских концлагерей.
В 2015 году фонды нашего музея пополнил совершенно необычный и очень зрелищный экспонат – скульптурная композиция под названием «Непокоренный». Это авторская работа нашего земляка – белгородца Андрея Владимировича Митрягина. Андрей Владимирович — художник по металлу, Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры.
Идея создания скульптуры возникла у автора в преддверии 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В 2013 году в Белгородской области организована 11 Международная выставка-конкурс в области изобразительного искусства «Прохоровское поле». На выставке представлены живопись и скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство. Художники различными пластическими средствами говорят о Великой Отечественной войне. Говорят о ней напрямую или через образы людей, израненной земли, символы и знаки.
У каждого художника свои ассоциации с войной, она многолика, и скорбный список жертв Великой Отечественной войны включает в себя не только убитых в бою и умерших от ран в госпиталях, пропавших без вести, не вернувшихся из плена, мирных граждан, умерших от голода и болезней, погибших при бомбардировках, но и сотни, тысячи, миллионы замученных в лагерях смерти. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза. Сегодня сложно понять, что пришлось пережить всем этим людям. И даже после освобождения, казалось бы, узники должны начать новую счастливую жизнь, но, по возвращению на Родину им предстояли новые испытания. Правительство СССР посчитало этих несчастных неблагонадёжными. Проводились бесчисленные фильтрации, практически всех ссылали в лагеря особого назначения.
События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.
Андрей Митягин память о заключенных увековечил в металле. Скульптура метровой высоты потрясает своей эмоциональностью. Фигура мужского пола выполнена из металла в полный рост. Автор гармонично объединил в себе холодность и в тоже время пластичность металла на основе технологии художественной ковки и сварки. Образ мужчины собирательный: бритая голова, впалые безжизненные глаза, прямой выпирающий нос, плотно сомкнутые губы, тощая шея, торчащие кости ключицы демонстрируют невыносимые муки фашистского ада. Изможденное голое тело ниже плеч прикрыто одеялом, выполненным из тонкого металлического листа. По всему «одеялу» сквозные дыры, края «обтрепаны». Справа рваные края «одеяла» стянуты колючей проволокой, по которой вьется тонкая ветвь с металлическими листочками, покрытыми зеленением. Эта хрупкая ветвь говорит о том, что русский дух не сломлен, надежда на жизнь и свободу жива. Скульптура установлена на металлическом постаменте квадратной формы. Небольшой сучок справа от скульптуры, с намотанной на него колючей проволокой, демонстрирует пленение и смерть. Но три «зеленых» листочка говорят о вере в новую счастливую жизнь.
Художественный образ скульптуры, созданный под девизом «Непокоренный», — это маленький вклад автора в сохранение исторической памяти народа во славу миллионов погибших, но не сломленных людей в лагерях смерти.
А. ЛИТВЯКОВ.
Специалист по связям с общественностью музея-заповедника «Прохоровское поле».
Оставить сообщение: