
Статья 3 Закона № 152-ФЗ определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
По результатам анализа российской судебной практики можно выделить следующие характерные примеры персональных данных, нашедшие прямое отражение в текстах правоприменительных актов:
- паспортные данные;
- данные технического паспорта на дом;
- адреса места жительства индивидуальных предпринимателей, указанные в плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенном в общем доступе на официальном сайте администрации;
- сведения о пересечении государственной границы;
- адрес регистрации должностного лица, сведения о его доходах и собственности, распространяемые в непредусмотренных для официальной процедуры форме;
- данные работника, указанные в трудовом договоре.
Правовой основой правоотношений, связанных с информационной безопасностью граждан, являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
-Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
Статья 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) устанавливает уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за совершение следующих действий:
- неправомерный отказ в предоставлении либо несвоевременное предоставление гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, иной информации, либо ее предоставление в неполном или недостоверном виде (ст. 5.39 КоАП РФ);
- нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ);
- разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (если не влечет уголовную ответственность) (ст. 13.14 КоАП);
- непредставление или несвоевременное представление гражданином сведений согласно закону или для целей осуществления государственным органом его деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ);
- незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации по ст. 137, 272 УК РФ.
Органом, осуществляющим надзор в области защиты прав субъектов персональных данных, является Роскомнадзор.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не осуществляют надзор за физическими лицами, не подменяют иные государственные органы.
В случае незаконного распространения персональных данных граждане вправе обратиться в управление Роскомнадзора по Белгородской области.
При наличии фактов незаконного сбора или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну гражданам необходимо обращаться в СУ СК России по Белгородской области, а в случае неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации – в УМВД России по Белгородской области.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, в том числе в целях компенсации морального вреда.
Прокуратура Прохоровского района.
Оставить сообщение: