Рекламный баннер 990x90px ban1
79.13
90.66

Войны, застывшие мгновения...

Войны, застывшие мгновения...

Чем дальше от нас Великая Отечественная война, чем меньше становится людей, решавших тогда судьбу страны, тем все более значимым представляется  память очевидцев тех жестоких дней, память, запечатленная в статьях и фотографиях фронтовых корреспондентов. Все дальше уходят в прошлое трудные годы войны, но перед человеческой памятью, перед памятью сердца время бессильно...

Все, что мы знаем о Великой  Отечественной войне, все ее визуальные образы мы получили от фронтовых корреспондентов, фотографов и кинооператоров.

За четыре года войны ими сделаны сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки.

Мгновения войны... Попадаешь в музей и с первых шагов погружаешься в атмосферу войны. С помощью фотографий и документальной хроники мы можем взглянуть в наше навсегда обрученное со славой прошлое именно их глазами, через объектив их простеньких фотокамер. Именно они донесли до нас, ныне живущих, геройский и ужасающий лик войны. Суровый, кровавый, беспощадный. Атаки, привалы, солдатский  окопный быт, редкие минуты затишья… Герои их снимков — красноармейцы, офицеры, генералы, беженцы, жители освобожденных городов и сел.

Они выхватывали своими объективами светлые лица фронтовиков. Донесли до нас улыбки героев, боль и отчаяние лишенных крова людей, ужас трагедии земляков, потерявших родных и близких. На их снимках кто-то навсегда остался молодым, красивым. И главное- живым… Живым, вопреки законам бытия, остановив бег времени.

Первые месяцы войны. Горечь отступления. Первые потери. От тех дней, по разным причинам осталось мало кадров. Военные корреспонденты вспоминают: тогда их мучил вопрос - не кощунственно ли снимать картины всенародного горя? Людям, потерявшим близких, не объяснишь, что их страдания снимаются для истории.

Но войну не снимешь издали. Поэтому корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания. Чтобы добыть материал для газеты, фотокоры должны были подойти к противнику значительно ближе, чем их коллеги-литераторы. Говоря по-фронтовому, они выходили на ближнюю дистанцию, чтобы действовать «прямой наводкой» и запечатлеть воина в бою.

В разных условиях приходилось снимать. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было заминированное поле. У операторов не было длиннофокусной оптики. Для начала съемки им приходилось ждать, пока вражеские танки приблизятся к окопам. Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры - ради крупных планов сражений.

Женщины фотографы занимали особое место в этом строю. У них другой взгляд на войну - женский, материнский.

Галину Санько никто не направлял на фронт. Но  со своим «оружием» — неразлучной фотокамерой - Галина Санько участвовала во многих битвах в том числе и  на Огненной дуге, два раза попадала в авиационные аварии. Первое, что она делала, фотографировала то, что произошло, а уж потом проверяла, целы ли ноги и руки. В годы войны работала в редакции журнала «Фронтовая иллюстрация». О своей поездке под Белгород, где разворачивалось грандиозное сражение, она рассказала друзьям уже после войны. Когда номер «Фронтовой иллюстрации»  с фотоочерком «Освобожденный Белгород» вышел из печати, Галины Захаровны уже не было в Москве. Утром она снова вылетела на фронт: надо успеть к освобождению Харькова... В архиве журналистки — целая панорама фотографий еще чадящих стальных останков грозных «тигров», «пантер», «фердинандов», «юнкерсов» и «мессершмиттов» и наших легких краснозвездных «тридцатьчетверок»...

В кинофильме "Дикий мед", поставленном по мотивам одноименного романа Леонида Первомайского, есть такой эпизод - женщина-фотокорреспондент пробирается на "ничью землю" - полосу между нашими и вражескими позициями - и фотографирует там по специальному заданию командования подбитый новейшей немецкий танк "тигр." А потом на пленке обнаруживается притаившийся у танка фашистский автоматчик, который в нее уже прицелился, - к счастью, в последний момент его успел сразить наш боец, сопровождавший ее в качестве телохранителя. Это - реальный эпизод из жизни фотокорреспондента Галины Санько.

Бытует мнение, что Прохоровское сражение не отразилось в фронтовых фотографиях, но это не так. Одна из самых ярких и запоминающихся фотографий Натальи Боде – это снимок немецкого тяжелого танка «Тигр», который немцы называли непобедимым.  Во время Курской битвы ей удалось пробраться на нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне. Это было во время Прохоровского сражения. Уже в процессе съемки девушку заметили гитлеровцы и открыли артиллерийский огонь. Вокруг Натальи разорвалось несколько снарядов, одновременно ее ударило воздушной волной и обсыпало землей. К счастью, она осталась целой и невредимой. За короткое время Наталья добралась на попутных машинах до редакции, и уже на следующий день в газете появился легендарный снимок. За проявленное мужество Наталью Боде наградили орденом Красной Звезды, которым она всегда гордилась. Впоследствии она была также награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда» и другими.

Есть такие военные кадры, которые обошли весь мир, они стали историей огромной страны и всего мира. Авторы наиболее знаменитых кадров о войне представлены в экспозиции музея боевой славы Третьего ратного поля России.

На предмузейной территории находится скульптурно- художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран», внутри которой скульптура немецкого солдата, созданная скульптором Ваге Согояном по известной фотографии фронтового корреспондента Виктора Кинеловского. Он запечатлел  немецкого  солдата на северном фасе Курской дуги в июле 1943года. Облик  солдата демонстрирует  крах гитлеровских планов под Курском.

Кинеловский Виктор Сергеевич  фотографировал бои под Москвой, на Калининском, Орловском и Курском направлениях, работал на Нюрнбергском  процессе над военными преступниками в 1946 году.   

В экспозиции музея размещен  знаменитый  снимок под названием "Комбат". Он является  одним из самых известных во всей фотолетописи Второй мировой войны.  Фотокорреспондент Макс Альперт, находясь в самой гуще событий, запечатлел, как командир поднимал в атаку залегших солдат. Через мгновение осколок разорвавшегося поблизости снаряда угодил в камеру и разбил ее. Журналист решил, что все снимки испорчены и не стал интересоваться фамилией этого командира. Однако пленка уцелела, и кадр на ней получился превосходный. Альперт вспомнил, как в том бою он позже слышал, солдаты по рядам передавали, что убили комбата, и решил, что на фотографии именно командир батальона. Так появилось название «Комбат».

И только через много лет, когда этот снимок облетел весь мир, было установлено кто же на самом деле на фотографии. Это младший политрук Еременко Алексей Гордеевич, 1906 г.р.

Благодаря удачно выполненному снимку, навсегда запечатлился собирательный образ командира Красной Армии, олицетворяющий собой символ мужества, героизма и стойкости.

Целую историческую эпоху на фотопленке оставил потомкам фотограф Дмитрий Бальтерманц. В 1942 году из-за ошибки журналиста, неверно подписавшего его снимки, ушедшие в печать без ведома автора, Дмитрий Бальтерманц попадает в штрафной батальон. Выжить удалось чудом. «Спасло» тяжелейшее ранение, грозившее ампутацией ноги. После госпиталей в 1944 году он вновь отправляется на фронт фотокорреспондентом.

 Почти полвека страна смотрела на мир его глазами. Известность Дмитрию Бальтерманцу  принесли военные фоторепортажи. Драматические фронтовые снимки, на которых “вся правда” - не только подвиг, но преимущественно смерть, горе, тяготы войны. Большинство фронтовых снимков Бальтерманца, в частности, легендарный снимок "Горе" (1942), ставших классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны.

Фотожурналист Михаил Савин снимал войну с первого до последнего ее дня.  В июне 1941 года он служил в редакции газеты «Красноармейская правда» Белорусского военного округа. И все первые страшные дни войны прокатились по пространству от Минска до Смоленска на его глазах. Он снимал отступление, разрушения, беженцев, взорванные мосты, атаки господствующей в воздухе авиации противника, бесстрашие бойцов под Москвой, великую Курскую битву, страшное разорение родной земли, победные сражения на последних фашистских рубежах. Сегодня работы Михаила Савина представлены в музее и являются  бесценными свидетелями эпохи. Можно прочитать много слов о боях и потерях, а можно увидеть снятую на фотопленку гаубицу, бьющую по танкам прямой наводкой, и лежащего рядом убитого артиллериста, зажимающего рану руками, которого в пылу боя товарищи просто не успели оттащить в сторону.  Среди профессионалов бытует мнение о том, что почти невозможно запечатлеть на фотопленке смерть, ее ужас. А вот Савину удалось.

Одной из самых знаменитых фотографий Евгения Халдея является фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года. Приехав в Москву буквально накануне для съемок юбилея Лермонтова в Тарханах, он заметил, что люди на улице начали собираться у репродуктора. Сразу же выскочив на улицу с фотоаппаратом, Халдей сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: собравшиеся у репродуктора люди с напряженными лицами слушают обращение Молотова о том, что началась война.

Впоследствии оказалось, что эта фотография Евгения Халдея стала единственной фотографией, сделанной именно 22 июня 1941 года, то есть в день начала Великой Отечественной войны.

Но самая известная фотография Евгения Халдея – это, конечно же, «Знамя над Рейхстагом». Именно здесь проявился его талант фотографа с удивительно точной режиссурой, отбором будущих героев и поиском выгодного ракурса для большей выразительности снимка. Он получил срочное задание вылететь в Берлин, где уже штурмовался центр города, и Халдею надо было заснять, как бойцы советской армии будут водружать красный флаг над Рейхстагом.

  Его знаменитая фотография – младшие сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария на крыше Рейхстага – появилась во "Фронтовой иллюстрации" 10 мая 1945 года и впоследствии обошла весь мир.

Достоинства исторических снимков – их документальность. Насыщенность фактами времени, неповторимыми подробностями настолько властно притягивает внимание людей, что именно у этих стендов дольше всего задерживаются  посетители. Снимки читаются, а не только воспринимаются  беглым взглядом. И каждый "вычитывает " в них что-то особо интересное для себя, оценивая  их в связи со своим знанием истории, с жизненным опытом.

Мгновения остановились. Замерли. Застыли в своей неподвижности. Всмотритесь в них. Они ужасны — далекие уже мгновения страшной войны… Они прекрасны — светлые лица победителей.

Л. Полыгалова.

Эксперт по изучению и популяризации объектов культурного наследия.

103163

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.