
Есть события, которые нам никак забывать нельзя. Они, как вены, как нервы, как жилы, соединяют память поколений воедино, красной нитью проходят сквозь жизнь людей и государства. Несомненно, Победа в Великой Отечественной войне стала таким событием. Но не только. Каждый трагический эпизод войны навсегда отпечатался в памяти народа. 27 января 2018 года, исполняется ровно 75 лет со дня страшной трагедии в Гусек-Погореловке, где фашисты в местной школе безжалостно сожгли 615 человек.
… В начале 1943 года немецкие части на нашей территории двигались на Запад и вели с собой узников Чернянского концлагеря. Там находились не только военнопленные, но и местные жители, арестованные по разным причинам. Дойдя до Гусек-Погореловки, они решили сделать остановку и разместили узников в местной школе. Выбившиеся из сил, голодные пленные разместились на полу, пытаясь согреться, они кутались во все, что попадало под руку. Надсмотрщики предложили местным жителям принести к школе по охапке сена. Думая, что оно нужно для согрева пленных, люди со всего села несли сено. Свою ошибку они поняли, когда ночью над Гусек-Погореловкой поднялось зарево от большого костра. Наполненная соломой изнутри, школа пылала сразу со всех сторон. Из горящего здания неслись крики умирающих людей. Люди пытались спастись, выпрыгивая из окон. Но сразу же попадали под автоматные очереди фашистов. Очень мало кому удалось уйти из школы живым…Их истории мы сегодня и вспомним.
До недавнего времени была известна судьба только троих спасшихся узников – Конюхова, Писклина и Васильева.
Гаврила Иванович Конюхов, воевавший в этих местах, знал некоторых местных жителей. Две сестры Ольга и Елена Немыкины смогли, отвлекая часового, помочь ему выбраться из окна и увести от этого страшного места.
Чудесным можно назвать спасение Писклина. Перед поджогом немцы сказали, что местные жители смогут забрать одного пленного, если он окажется их родственником. Одна из женщин рискнула и сказала, что здесь находится ее сын. На вопрос, кто он, женщина указала на первого попавшегося парня. Смелостью своей она подарила Писклину жизнь.
Третий спасшийся - Мирон Васильев - выбрался из окна горящей школы и остался жив только потому, что следом за ним устремились еще трое пленных. Они упали, сраженные автоматной очередью и прикрыли собой Васильева. Мирон оказался завален телами убитых товарищей. Когда же немцы добивали раненых, его задела пуля, но ранение оказалось легким. На рассвете, когда немцы ушли из Гусек-Погореловки, местные жители пришли к школе в поиске уцелевших. Они услышали стон и вытащили Мирона из-под груды мертвых тел.
Еще несколько историй участников той трагедии рассказала читателям в прошлом году научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Светлана Васильевна Бородина.
О судьбе одного выжившего военнопленного удалось узнать из письма, которое ей встретилось во время работы с документами в фонде музея. Внимание привлекли слова – «я чудом спасся из огня». Из текста письма стало ясно, что оно написано не просто очевидцем трагедии, а бывшим военнопленным, обреченным фашистами на гибель. Письмо было отправлено в Прохоровку из Саратовской области в 1975 году Савелием Родионовичем Таракановым. Вот как он описывает своё спасение: «Я видел, как погибали вокруг люди, слышал «вопящий гул» «Интернационала». С тремя товарищами решились попытаться спастись и прорваться сквозь конвой. Бежал под свист пуль немцев и мадьяр, и не заметил, что стало с товарищами. В панике пошел полем и прошагал около 30 километров». После этих трагических событий Савелий Родионович вернулся в ряды Красной Армии, прошел долгий боевой путь, в том числе и на Курской дуге, был тяжело ранен и закончил войну в звании старшего сержанта. Но если бы его спросили: «Что было самым страшным во время войны?», он бы ответил: «Гуськи».
Ещё о двух спасенных военнопленных было известно очень мало и только из рассказов очевидцев трагедии. Когда фашисты покинули пепелище и ушли из села Гусек-Погореловка, местные жители нашли под трупами и под полом школьной печки чудом выживших людей. Их разобрали по домам, лечили, ухаживали, как за родными. Как же им удалось выжить в горящем здании? Ленинградец Николай Николаевич Николаев забрался в подпол печи. Только он скрылся, раздались взрывы гранат. На пол падали тела погибших пленных. У Николая горела одежда, огонь жег тело, его удалось погасить песком, что был под полом. Дышать было нечем. Николаев начал задыхаться. Тут он заметил просвет в фундаменте. Добраться до него стоило огромных усилий. С трудом он достиг отверстия, вдохнул свежий воздух и … потерял сознание. Одновременно там же нашел спасение Иван Иванович Печерских. Наутро их отыскал И.К. Понамарев. Николая забрала к себе Галина Васильевна Кононенко, а Ивана - Наталья Пантелеевна Цуркина. Женщины ухаживали за спасенными, лечили ожоги, укрывали от полицаев и фашистов до прихода Красной Армии.
О дальнейшей судьбе ленинградца Николаева практически ничего неизвестно, только то, что после госпиталя товарищи хотели продолжить сражаться вместе, в одной части. А о том, что происходило с И.И. Печерских, известно со слов родственников: он окреп настолько, что потом его перевели в военный госпиталь. И уже после госпиталя он вернулся в свою часть. Он погиб 25 октября 1943 года, при операции форсирования Днепра.
Это истории только шести участников Гусек-Погореловской трагедии. Многим, увы, не так повезло. Имен многих мы еще не знаем – на сегодняшний день установлено лишь 345 имен захороненных в расположенной здесь братской могиле воинов. Но мы помним, мы чтим их память – мемориалы на братской могиле стояли всегда. Первоначально там был сооружен трехметровый обелиск с пятиконечной звездой. В 1967 году воздвигнут новый памятник – скульптурная композиция с женщиной и ребенком. После его демонтажа в 2003 году на братской могиле до 2010 года был установлен обелиск с памятной доской. 5 августа 2003 года рядом с братской могилой была освящена открытая Поминальная часовня, куда приходили минутой молчания почтить память сожженных пленных, а уже 8 мая 2010 года в торжественной обстановке был открыт современный памятник – скульптурная композиция: фигура женщины расположена внутри раздвинувшегося креста. Автор – обоянский скульптор А.Ф. Ларин так выразил идею: солдатка и в то же время Родина-мать ожидает мужа с фронта, верой и любовью не позволяет распятию распасться и в то же время находится под его защитой. Ежегодно к мемориалу в конце января люди несут венки и цветы, проводится митинг и лыжный кросс памяти. Мы не забудем, это дело чести, достоинства и справедливости.
Подготовила О. ДАНЬКОВА.
Оставить сообщение: