
Одежда, косметика, аксессуары – это то, что создает образ женщины. Окунуться в мир этих тайн прохоровцам предложил Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ) - из города Торжок, разместившись с выставкой «Женские штучки» в музее «Третье ратное поле России». Торжественное открытие экспозиции состоялось 24 ноября.
Перед непосредственной экскурсией зрители узнали историю возникновения и развития Всероссийского историко-этнографического музея. Этот федеральный музей с универсальной гуманитарной тематикой создан по инициативе академика Д.С. Лихачева в 1988 году в Торжке – «малом городе с большой историей».
На начало 2015 года музейное собрание насчитывает более 80 тысяч единиц хранения. В центре коллекции – собрание древнерусских берестяных грамот (XII век), в том числе уникальная грамота с отрывком из «Слова о премудрости» Кирилла Туровского.
Экспозиции ВИЭМ рассказывают о богатой истории Торжка как частицы нашей страны, ярких образцах русской православной и дворянской культуры, опыте организации народного быта и хозяйствования.
На выставке зрителей встретили экскурсоводы, которые из экскурсии смогли сделать театрализованное представление. Первой говорила русская красавица в народном костюме. Она ярко представила «женские штучки» с семнадцатого века. Особое внимание было уделено головным уборам, которые рассказывали о положении женщины в обществе. К какому социальному слою она относится, замужем или нет, насколько богата.
Когда девушка выходила замуж и становилась хранительницей семейного очага, на нее возлагались и новые обязанности, например, делать обереги для семьи. Традиционно обереги от разных бед делались в виде кукол, и каждая деталь что-то значила. Экскурсовод рассказала о нескольких особенностях представленных в экспозиции кукол-оберегов.
Время шло, менялась и мода. В восемнадцатом – девятнадцатом веках у женщин появились новые «штучки», пришедшие из Европейских стран. Это были не только одежда и украшения, это был стиль жизни. В частности мода и манера пить кофе. Всех гостей организаторы экскурсии потчевали этим ароматным напитком, сваренным по рецепту того времени.
Начало двадцатого века в России ассоциируется с революцией. Смена власти в стране повлияла и на образ жизни людей. Женщины должны были довольствоваться малым из-за дефицита товаров. «Голь на выдумки хитра» - это выражение появилось в этот период времени, когда приходилось буквально хитрить, чтобы выглядеть хорошо. Например, чтобы казалось, что на даме тонкие чулки, они рисовали сзади по ногам стрелки. А в доме у каждой хозяйки появилась швейная машинка, благодаря которой старые вещи перешивались, новые шились самостоятельно. Но и это было радостью, пока не пришла война. Здесь уж было не до моды. Строгая военная форма и сапоги, все остальное не по уставу. Да и после войны на себя у женщины не оставалось ни сил, ни времени.
Ситуация меняется в пятидесятые-шестидесятые, когда в моду входит новый образ, продиктованный Людмилой Гурченко в фильме «Карнавал». Этот период представила экскурсовод в форме мороженщицы, которая угостила гостей конфетами «Гусиные лапки». А еще это - время Мерлин Монро и Коко Шанель, оказавших на развитие мировой моды большое влияние.
Выставка не зря названа интерактивной: кроме угощения посетителей, организаторы предложили примерить головной убор русской девушки на выданье – кику, сфотографироваться на память как М. Монро, понюхать духи и определить, в каком флаконе «Красная Москва», а в каком – «Шанель №5».
Зал с «Женскими штучками» будет открыт для посетителей до конца января 2016 года. Окунитесь в мир вещей, которые окружали женщин в прошлом, радуют и в настоящее время: нарядами, туалетными принадлежностями и множеством «мелочей - прелестных и воздушных», так необходимых для счастья прекрасных дам.
О. КАРПАЧЕВА.
Оставить сообщение: